Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 22]

отторжение и исключение из членов группы, связанное с потерей преимуществ, которые дает группа своему члену.
Создание таких правил имеет целью обеспечить согласованные действия, основанные на доверительных отнош ениях и сознании общ ности интересов, происхождения, связей и т.п.
Для этого используются, реконструируются или создаются заново ценностные ориентации, позволяющие устанавливать взаимосвязь, предпочтения, последовательность действий и другие их признаки1.
Другой правовед В.А.
Кряжков подчеркивает', что нужно анализировать содержание обычая, который должен быть основан на сознании его необходимости (обязательности), на убеждении, что следует поступать непременно так, а не иначе в интересах общежития.
Правовой обычай отличает неоднократность применения, нравственная основа и действие в ю ридически значимых сферах (землепользование, имущественные споры, брачно-семейные отнош
ения)2.
Нам наиболее близка точка зрения на обычное право, высказанная наиболее глубоко и плодотворно в докторской диссертации А.М.
Ладыженского.
Северокавказские народы ко времени проведения Российской империей модернизации жизни находились на разной стадии общ ественного развития.
Если у кабардинцев уже к XV в.
был вполне сложивш ийся феодальный строй с сильными пережитками родоллеменных отнош ений, то у чеченцев и ингушей господствовали родоплеменные отношения.
В Дагестане сложилась иная ситуация*.
Ж ители той части Дагестана, которая была удалена от побережья и была расположена на главном Кавказском хребте и его высоких острогах, не могли поддерживать связи с внешним миром.
Эта часть Дагестана характеризуется более примитивным первобытнообщинным строем, где господствовали родоплеменные отношения, развитие феодальных отношений здесь только намечалось.
Напротив, те 1Селюков Ф.Т.
Обычное право: основные понятия, структуры, функции, методы изучения.
М., 1991.
Рукопись.
Дел.
ИНИОН.
С.36.
2Кряжков В.А.
Право и обычай в российской действительности: проблемы взаимодействия //Материалы конгерсса по народному праву.
М., 1999.
3Ладыженский А.М.
Адаты кавказских горцев.
Дисс.
д.ю.н.
М., 1947.
С.90.
[стр. 6]

5 вопросы теории и методологии изучения обычного права как одной из правовых систем.
Среди работ этого направления укажем исследования С.С.Алексеева, А.Б.
Венгерова, Т.В.
Каманиной, В.А.
Кряжкова, В.И.Кудрявцева, М.А.Супатаева, Д.Ю.Ш апсугова, М.И.Марченко, Г.В.Мальцева, Г.Н.Матова, Л.Г.
Свечниковой*.
В российском правоведении обычай рассматривается как комплекс правил поведения, сложившиеся в ходе истории4.
Если обычай получал санкцию государства, то становился правовым.
Ученые разграничивают неправовые и правовые обычаи и обычное право.
Единого критерия у ученых нет.
Так, Ю.И.Семенов, В.К.Бабаев и П.П.Баранов жестко увязывают правовой обычай с необходимостью санкций со стороны государства5.
Другие, например, В.А.Кряжков считает, что нужно анализировать содержание обычая: “обычай должен быть основан на сознании его необходимости (обязательности), на убеждении, что следует поступать непременно так, а не иначе в интересах общежития”.
Правовой обычай отличает неоднократность применения, нравственная основа и действие в юридически значимых сферах ( землепользование, имущественные споры, брачно-семейные отношения
и т.д.).
Как справедливо указывает Г.Н.
Матов в своей книге ‘Теория государства и права”, “в современной правовой науке отсутствует единое понимание обычая как источника права, и даже в правовой доктрине од3 Мальцев Г.В.
Очерк теории обычая и обычного права //Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов наДону, 1999; его же.
О происхождении ранних форм права и государства.
М., 2000; ШапсуговД.Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества // Обычное право в России..., Свечникова Л.Г.
Понятие обычая в современной науке: подходы, традиции, приемы (на материалах юридической и этнологической наук) // Государство и право, 1998.
N9: Алексеев С.С.
Общая теория права.
М., 1981; Венгеров А.Б.
Теория государства и нрава.
М., 1998; Кашанша ТВ.
Происхождение государства и права.
М., 1999.
АС}патаев М.А.
Правовой обычай как источник права в развивающих странах // Государство и право вразвивающихся странах.
М..
1991.
С.49.
5 Баранов П.П..
Русских В.В.
Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания.
Ростов наДону, 1999.

[Back]