Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 24]

вым отношениям и кровная месть, переходившая затем в междуродовую войну по междуродовым отношениям.
А затем по мере распадения родов на патронимии и задруги и вследствие поимущественной дифференциации этих патронимий и задруг и родов образовалась общинная власть1.
Применение обычно-правовых норм на практике контролировалось и санкционировалось горской общиной.
В ходе истории были выработаны ряд общ инных санкций, которые заставляли члена общины следовать сложившимся в данном горском обществе правилам поведения.
А.М.
Ладыженский под обычным правом понимал «определенную совокупность правил внешнего поведения», опиравшуюся на три ключевых принципа2.
Во-первых, эти правила должны были рассматриваться членами социального объединения как обязательные.
И х обязательность связывалась либо с влиянием условий общественной жизни, либо с наличием какого-либо значительного общественного авторитета.
Во-вторых, эти нормы должны были исполняться всеми членами данного общества.
При их нарушении одним из членов коллектив принимал репрессивные меры.
И, наконец, в-третьих, эти нормы должны были защищать интересы определенной общественной группы, являвшейся или зачатком класса, или уже вполне сложившимся классом.

Отличительной чертой обычного права большинства народов С еверного Кавказа являлось отсутствие письменных записей применявшихся норм, что было связано, с одной стороны, с неразработанностью письменности на местных языках или слабой популярностью иных, в частности, арабского или староосманского языков, а с другой стороны, с отсутствием государственности на Северном Кавказе.
Исключением являлся дагестанский адат.
Ш ирокое распространение еще в XV-XVII в.
на территории Д агестана арабского языка привело к тому, что первые записи адатов народов 1Ладыэюенский А.М.
Адаты...
С.76.
2Ладыженский А.
М Методы этиологического изучения нрава // Этнографическое обозрение.
1995.
№ 4.
С.160.
[стр. 10]

9 родового строя и его разложения у северокавказских народов существовал неправовой обычай.
Обычное право и соответственно обычноправовые нормы формируются в период становления государственной власти.
Считая, что к моменту завоевания Северного Кавказа Российской империей, у народов, населявших этот регион, первобытнообщинный строй уже перерос в классовое общество, А.М.
Ладыженский утверждал, что адаты из неправовых норм трансформировались в обычное право.
Под обычным правом автор понимал “ определенную совокупность правил внешнего поведения4*, опиравшуюся на три ключевых принципа.
Вопервых, эти правила должны были рассматриваться членами социального объединения как обязательные.
Их обязательность связывалась либо с влиянием условий общественной жизни, либо с наличием какого-либо значительного общественного авторитета.
Во-вторых, эти нормы должны были исполняться всеми членами данного общества.
При их нарушении одним из членов коллектив принимал репрессивные меры.
И наконец, втретьих, эти нормы должны были защищать интересы определенной общественной группы, являвшейся или зачатком класса, или уже вполне сложившимся классом.

А.М.Ладыженский справедливо указывал, что в поздиепервобытной общине, характерной для народов Северного Кавказа, гражданское право сливалось с уголовным, причем уголовные преступления часто влекли за собой чисто имущественную ответственность, а гражданские правонарушения уголовно-правовую санкцию.
Эту точку зрения в современной российской науке поддерживает Ю.И.
Семенов, который отмечает, что разделение права на уголовное и гражданское характерно собственно для права классового общества12.
Ю.И.
Семенов подчеркиваческиЙ строй и право чеченцев и ингушей (вторая половина XIX начало XX в.) Харьков, 1983; его же.
1 2Семенов Ю.И Указ.раб.
С.23.

[Back]