переговоры с родителями невесты. Как правило, сразу же после совершения умыкания родители жениха напрямую или через посредников начинали вести переговоры с родителями невесты о заключении брака и о выплате согласно адату калыма. Размер калыма, что было отражено в адатных нормах горцев, строго определялся для всех сословных групп1. Важно указать, чгго если на Северо-Западном и Центральном Кавказе при заключении брака существенную имущественную роль в этот период играл только размер калыма, то в Дагестане к началу XIX в. помимо калыма уже была распространена норма мусульманского права, защищавшая имущественные интересы женщин: кебин-хакк, который рассматривался как обеспечение жены, ее собственность2. Наряду с основными формами брака у некоторых народов Северного Кавказа, например, карачаевцев, бытование обручение детей в детстве. Родители малолетних детей заключали устный договор, согласно которому по достижении определенном}' возраста их дети должны были вступить в брак, а семьи породниться. Важно подчеркнуть, что выросшие дети не могли нарушить подобные договора3. К этой форме брака близка и другая форма, принятая у кабардинцев брак но системе нареченных4. Отметим, что в Дагестане в связи со значительной ролью ислама в обществе, в большей степени были распространены браки по обручению детей или по сговору5. Важно указать, что в XV-XVIII вв. собственно правового оформления брака у большинства горцев не существовало. Оно появилось позже, в 1 Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев э XV-XIX вв. Составители Х.М. Дулшнов, Ф.Х.Думанова. Майкоп, 1997. С. 119. 2 Комаров А.В. Адаты и судопроизводство по ним. Материалы для статистики Дагестанской области / / Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.1. Тифлис, 1898. С.51. * Миллер Б.Вс. Из области обычного права карачаевцев // Этиографическое обозрение. 1902. N 1. С.24. АДумаиов Х.М. Социальная... С.95. !: Комаров А. В. Адагы... С.51; Ризаханова М.Ш. Формы заключения брака и свадебная обрядность мискинджинцев // Брак и свадебные обычаи у народов Дагестана. Махачкала, 1986. С.56. 30 |
45 Правовое уегх’ лирование брачно-семейных и наследственных отношений горнее. Проникновение ислама на СеяерозЗападный и православия на Центральный Кавказ к началу XIX в. еще не смогли оказать значительного влияния на нормы обычного права в области брачно-семейных и наследственных отношений. Многоженство было запрещено. Форма брака в горском обществе XV-XVIIJ вв. путем похищения невесты. После чего родители жениха напрямую или через посредников начинали вести переговоры с родителями невесты о заключении брака и о выплате согласно адату калыма. При выборе невесты соблюдалась внутриродоная экзогамия. Собственного правового оформления брака у горцев не существовало. Оно появилось позже, к середине XIX в. в связи с принятием мусульманских семейно-брачных норм. Развод допускался только со стороны супруга. В случае его желания развестить, он отправлял ее к ее родителям, теряя калым. Личные и имущественные отношения между супругами заключались в обязанности супруга содержать жену. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми были строго определены благодаря институту почитания старших. Отец имел непререкаемый авторитет и являлся владельцев движимого и недвижимого имущества всей фамилии. До начала XIX в. на СевероЗападном и Центральном Кавказе преобладали большие семьи, когда все сыновья, в том числе и женатые, проживали вместе с родителями. У горцев был широко развит институт опеки над малолетними детьми. По адату строго оговаривались правила опекунства. Наследственное право горцев регулировало имущественные отношения между родственниками согласно адату. В этот период в значительной степени бытовало наследование по закону (т.е. без составление завещания), но на Северо-Западном Кавказе стал появляться и институт |