Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 33]

Как отмечал X .
Д уманов, в горском адате сущ ествовало понятие семейного имущ ества и его источников1.
В личны х внутрисемейны х отнош ениях горцев С еверного К авказа господствовал патриархальны й порядок подчинения ж енщ ины муж чине, детейродителям , младш их членов семьи-старш им.
Главой семейной общ ины бы л мужчина.
П осле eix> смерти права главы семьи переходили к старш ему сыну, а во многих случаях и старш ему брату2.
Г лава семьи распределял работу среди муж чин, то ж е самое делала старш ая ж енщ ина (гуащ э, кабардин.) среди ж енской половины семьи.
Л ичны е и имущ ественные отнош ения меж ду
родителям и и детьми были строго определены благодаря институту почитания старш их.
П о о тнош ению к своим детям горцы имели почти неограниченную власть.
О тец имел непререкаемы й авторитет и являлся
владельцем движ им ого и недвиж имого имущ ества всей фамилии.
У прим орских черкесов отец м ог изгнать непокорного сы на без вы дела ему имущ ества.
В случае ж е, если этот последний продолж ал вести себя недостойно, то он м ог даж е просить п ри ятелей, или нанять кого-либо, чтобы убить сына.
П о обы чаям кум ы ков, если отец убивал сы на или дочь, то никто не вправе бы л м стить ему за это3.
В карачаевском общ естве отец мог отказать сы ну в калы ме, таким образом, расстроить брак, но мог и поощ рить к другому браку через обещ ание больш ого калыма4.
Н етрудоспособных стариков долж ны были кормить невы деленны е, ж ивущ ие с ним и дети.
До начала X IX в.
на С еверном К авказе преобладали больш ие семьи, когда все сы новья, в том числе и ж енаты е, прож ивали вм есте с родителями.
Больш ие родовы е семьи распадались на обы чны е семьи, состоявш ие из мужа, ж ены и детей.
И мущ ество считалось принадлеж ащ им семье.
П ри выделе сына, когда он ж енился, ем у давалась часть имущ ества 1Думииов ХМ .
Социальная..
С.66.
2ЦуровМ.М Обычное...
С.345 5Ковалевский ММ.
Закон и обычай на Кавказе.
М., 1890.
Т.2.С.212.
4Миллер Б.Вс.
Из области...
С.24.
[стр. 45]

45 Правовое уегх’ лирование брачно-семейных и наследственных отношений горнее.
Проникновение ислама на СеяерозЗападный и православия на Центральный Кавказ к началу XIX в.
еще не смогли оказать значительного влияния на нормы обычного права в области брачно-семейных и наследственных отношений.
Многоженство было запрещено.
Форма брака в горском обществе XV-XVIIJ вв.
путем похищения невесты.
После чего родители жениха напрямую или через посредников начинали вести переговоры с родителями невесты о заключении брака и о выплате согласно адату калыма.
При выборе невесты соблюдалась внутриродоная экзогамия.
Собственного правового оформления брака у горцев не существовало.
Оно появилось позже, к середине XIX в.
в связи с принятием мусульманских семейно-брачных норм.
Развод допускался только со стороны супруга.
В случае его желания развестить, он отправлял ее к ее родителям, теряя калым.
Личные и имущественные отношения между
супругами заключались в обязанности супруга содержать жену.
Личные и имущественные отношения между родителями и детьми были строго определены благодаря институту почитания старших.
Отец имел непререкаемый авторитет и являлся
владельцев движимого и недвижимого имущества всей фамилии.
До начала XIX в.
на СевероЗападном и Центральном Кавказе преобладали большие семьи, когда все сыновья, в том числе и женатые, проживали вместе с родителями.
У горцев был широко развит институт опеки над малолетними детьми.
По адату строго оговаривались правила опекунства.
Наследственное право горцев регулировало имущественные отношения между родственниками согласно адату.
В этот период в значительной степени бытовало наследование по закону (т.е.
без составление завещания), но на Северо-Западном Кавказе стал появляться и институт

[Back]