на обзаведение и средства на калы м, если таковой платится. Д очерям при вы даче зам уж давались необходимы е дом аш ние вещ и 1. У народов С еверного К авказа бы л ш ироко развит институт опеки над м алолетним и детьм и. П о адату строго оговаривались правила опекунства. Н аследственное право народов С еверного К авказа за исклю чением Д агестана регулировало им ущ ественны е отнош ения м еж ду родственниками по норм ам адата. В этот период в значительной степени бы товало н аследование по закону (т.е. без составления завещ ания, по адату), но на С еверо-Западном К авказе стал появляться и институт наследования по завещ анию . Ф орм а завещ ания на С еверо-Западном К авказе устная. К этом у врем ени на С еверо-В осточном К авказе, в частности, в Н агорном Д агестане, наследование по завещ анию во многом уже превалировало н ад наследованием по законуг (по адату), причем главны м образом использовалась письменная ф орм а духовны х мусульм анских завещ аний. Разли чалось наследование недвиж им ого (земельны х участков в первую очередь) и движ им ого имущ ества. В этот период сохранился переж иток родовой собственности и в порядке наследования земли. Н аличие у горцев ф амильной собственности, когда участком зем ли владела вся ф амилия, а не только ее глава, привел к созданию обы чно-правовой нормы наследования, согласно которой после смерти главы ф амилии земельны е участки делились по праву наследования ( гереке) м еж ду наследиикам и-м уж чинам и2. У кабардинцев после смерти отца его недвиж им ое имущ ество дели лось м еж ду сы новьям поровну. В нуки по нисходящ ей муж ской линии наследовали недвиж им ое имущ ество поровну, а внуки по ж енской линии прав н а недвиж им ое имущ ество не имели. П ри пресечении м уж ского коле1Ладыженский А.М. Адаты... С.45. 2Леонтович Ф.И. Адаты... С.280. |
45 Правовое уегх’ лирование брачно-семейных и наследственных отношений горнее. Проникновение ислама на СеяерозЗападный и православия на Центральный Кавказ к началу XIX в. еще не смогли оказать значительного влияния на нормы обычного права в области брачно-семейных и наследственных отношений. Многоженство было запрещено. Форма брака в горском обществе XV-XVIIJ вв. путем похищения невесты. После чего родители жениха напрямую или через посредников начинали вести переговоры с родителями невесты о заключении брака и о выплате согласно адату калыма. При выборе невесты соблюдалась внутриродоная экзогамия. Собственного правового оформления брака у горцев не существовало. Оно появилось позже, к середине XIX в. в связи с принятием мусульманских семейно-брачных норм. Развод допускался только со стороны супруга. В случае его желания развестить, он отправлял ее к ее родителям, теряя калым. Личные и имущественные отношения между супругами заключались в обязанности супруга содержать жену. Личные и имущественные отношения между родителями и детьми были строго определены благодаря институту почитания старших. Отец имел непререкаемый авторитет и являлся владельцев движимого и недвижимого имущества всей фамилии. До начала XIX в. на СевероЗападном и Центральном Кавказе преобладали большие семьи, когда все сыновья, в том числе и женатые, проживали вместе с родителями. У горцев был широко развит институт опеки над малолетними детьми. По адату строго оговаривались правила опекунства. Наследственное право горцев регулировало имущественные отношения между родственниками согласно адату. В этот период в значительной степени бытовало наследование по закону (т.е. без составление завещания), но на Северо-Западном Кавказе стал появляться и институт наследования по завещанию. У осетин его не было41. Форма завещания у горцев Северо-Западного устная. Важно указать, что к этому времени уже на Северо-Восточном Кавказе, в частности, в Нагорном Дагестане, бы товала письменная форма духовных мусульманских завещания. Субъектами наследственного права по адату могли быть только мужчины42. Права женщин были значительно ограничены: дочери не имели своей доли в отцовском имуществе после его смерти. Исключение делалось для вдов, имеющих отдельное хозяйство. Вдова получала пожизнеиое содержание43. Важно отметить, что наличие у горцев фамильной собственности, когда участком земли владела вся фамилия, а не только ее глава, привел к созданию обычноправовой нормы наследования, согласно которой после смерти главы фамилии земельные участки делились по праву наследования (тереке) между наследникам-мужчинами44. Между мужчинами, имевшими право на наследство существовала иерархия долей. Большую долю получал старший сын. Так, у осетин старший сын получал лучшее помещение, остальное младшему. Старший сын получал надбавку к его доле. Остальная часть движимого и недивижимого имущества распределялась между всеми сыновьями. А у балкарцев преимущественрное право на наследование перед остальными братьями имел старший и младший братья их доли в наследстве всегда были больше45. Существовала и норма, согласно которой если между братьями наследство не было разделено, то у старшего брата сохранялось право на распоряжение всем этим имуществом без согласия остальных членов семьи. 46 41 Маргиев ft.И. История... С. 179, 42Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн.1. Цхинвали, 1981, С.43. 44Миргиев В.И. История... С.178. 44Леонтович Адаты... 1882, С.280. 45Кучмезова М. Ч. Имущественные... С.183-187; Свешникова Л.Г. Указ. раб. С.95-96. |