часть. Так, по нормам ингуш ского адата ж енщ ина могла унаследовать одну корову. Е сли у покойного н е бы ло детей, то вдова получала четвертую часть движ им ого им ущ ества1. С убъектам и наследстветпгого права по адату м огли бы ть только муж чины . П ри разделе двора, в случае смерти родителей, или п о другим причинам все выделенные сы новья получали поровну2. П рава ж енщ ин бы ли значительно ограничены : дочери не имели своей доли в отцовском им ущ естве после его смерти. О ни имели право только на дом аш ние вещ и. И склю чение делалось для вдов, им ею щ их отдельное хозяйство. В д ова п о лучала пож изненное содерж ание2. У некоторы х народов С еверного К авказа меж ду м уж чинам и, им евш им и право на наследство, сущ ествовала иерархия долей. Больш ую долю получал старш ий сын. С тарш ий сы н бы л вправе вы бирать себе из отцовских вещ ей, что он захочет, но это ш ло в счет делимого имущ ества. Так, у осетин старш ий сын получал лучш ее помещ ение, остальное м ладш ем у. С тарш ий сы н получал надбавку к его доле. О стальная часть движ им ого и недвиж им ого имущ ества распределялась м еж ду всеми сы новьям и. У балкарцев4 преим ущ ественное право на наследование перед остальны ми братьями такж е имели старш ий и младш ий братья их доли в наследстве всегда бы ли больше. Л ю бопы тно, что, по м нению А .М . Л ады ж енского, в черкесском общ естве старш ий сын при разделе недвиж им ости не только не пользовался никаким и преим ущ ествами, но, наоборот, получал м еньш е м ладш его брага своего, котором у, кроме участка земли, равного участкам других братьев, 35 1Думанов ХМ . Социальная... С.81-82. 2Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн.1. Цхинвали, 1981. С.43. J Маргиеа В.И. История государства и права в Осетии. Майкоп. 1997. С. 178. 4 Кучмезова М. Ч. Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в.// Вестник Кабардино-Балкарского НИИ истории, языка и литературы. Вьш.6. Нальчик, 1972. С.183-187. |
наследования по завещанию. У осетин его не было41. Форма завещания у горцев Северо-Западного устная. Важно указать, что к этому времени уже на Северо-Восточном Кавказе, в частности, в Нагорном Дагестане, бы товала письменная форма духовных мусульманских завещания. Субъектами наследственного права по адату могли быть только мужчины42. Права женщин были значительно ограничены: дочери не имели своей доли в отцовском имуществе после его смерти. Исключение делалось для вдов, имеющих отдельное хозяйство. Вдова получала пожизнеиое содержание43. Важно отметить, что наличие у горцев фамильной собственности, когда участком земли владела вся фамилия, а не только ее глава, привел к созданию обычноправовой нормы наследования, согласно которой после смерти главы фамилии земельные участки делились по праву наследования (тереке) между наследникам-мужчинами44. Между мужчинами, имевшими право на наследство существовала иерархия долей. Большую долю получал старший сын. Так, у осетин старший сын получал лучшее помещение, остальное младшему. Старший сын получал надбавку к его доле. Остальная часть движимого и недивижимого имущества распределялась между всеми сыновьями. А у балкарцев преимущественрное право на наследование перед остальными братьями имел старший и младший братья их доли в наследстве всегда были больше45. Существовала и норма, согласно которой если между братьями наследство не было разделено, то у старшего брата сохранялось право на распоряжение всем этим имуществом без согласия остальных членов семьи. 46 41 Маргиев ft.И. История... С. 179, 42Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн.1. Цхинвали, 1981, С.43. 44Миргиев В.И. История... С.178. 44Леонтович Адаты... 1882, С.280. 45Кучмезова М. Ч. Имущественные... С.183-187; Свешникова Л.Г. Указ. раб. С.95-96. 85 совершения брака. В конце обряда кадий провозглашал: Да поможет Бог! И читал первую суру из Корана». Если в селении не было кадия, то каждое постороннее лицо могло составить акт и прочесть словесное объявление согласия при двух свидетелях. Иногда обходились и без письменного акта63. При сохранении адатиого калыма появился в горском обществе махр норма мусульманского права, обеспечивающая материальное положение жены. В отличие от калыма64, который шел в пользование родителей невесты, махр шел в пользу невесты, она получала его после вступления в брак от мужа. Он был ее собственностью и при разводе оставался у нее65. Были введены и другие нормы шариата, связанные с семейным положением женщины. Гак, были установлены исламские правила развода, согласно которым женщина также получила право на развод (например, при отсутствии материального содержания со стороны мужа)66. В первой половине XIX в., согласно горским адатам, на СевероЗападном Кавказе сохранялись обычноправовые нормы наследования67, но в этот период начали распространяться нормы мусульманского права в области наследования, что в значительной степени улучшило материальное и социальное положение горских женщин. Согласно шариату женщинами выделялась 1/8 доля наследства. Горцы тяжело принимали эту норму наследования после длительных переговоров с 62Клапрот Г.Ю. Путешествие... С.262. 63Там же. С.141-142. 44Кох К. Путешествие... С.614; БларамбергИ.Ф. Историческое... С.381— 382. 65Ду'броцин Я История... С.141. 6 < > Кчапрот Г.Ю. Путешествие... С.263. 67 Кучме.юва М.Ч. Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в.// Вестник Кабардино-Балкарского НИИ истории, языка и литературы. Вып.6. Нальчик, 1972. С.183-187. |