Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 38]

Основой общественного устройства горцев была община (джамагат), членами которой были все свободные жители селения.
Горская община имела внутриродоные подразделения: тлэпк (тлапкъ, черк., абазин., тукумы, карач., бапк.).
Изначально община была родовая, в которой соблюдалась квартальное поселение родственников.
Постепенно община превращалась из родовой в территориальную.

Как было указано выше, часть народов Северного Кавказа имели сложную сословную иерархию, которая состояла из юридически свободных общинников, высших сословий, и крепостных крестьян.
Хотя в горских обществах была разная сословная иерархия (более и менее развитая) в целом сословные категории в горских обществах Северного Кавказа можно представить следующим образом: 1.
юридически свободные, но фактически феодально-зависимые
общинники (тльхукотли у черкесов, уздени у карачаевцев и ногайцев, анхаю у абазин), 2.
крепостные крестьяне (пшитли у черкесов,
юльполюкулы у карачаевцев, джоллукулы у ногайцев, лыги у абазин), 3.
патриархальные рабы (унауты у черкесов и
абазин, башсызкулы у карачаевцев, джолсызкулы у ногайцев).
У некоторых
сословий были промежуточные сословные группы, которые, сохраняя личную свободу, несли в пользу феодалов тех селений, в которых они проживали, ряд повинностей.
Высшее горское сословие включало в себя: пши у адыгов, таубии у балкарцев и карачаевцев, алдары у осетин.
В Дагестанской области существовало высшее сословие (беки) и несколько категорий крепостных крестьян.
К первой относились лично свободные общинники (уздени), проживавшие на землях, принадлежащих бекам.
Согласно местному адату, они обязаны были уплачивать последним некоторые денежные повинности за право наследственного использования угодий.
Ко второй категорий принадлежали жители селений Лудгун и Ялаг Самурского округа, выполнявшие для кланов своих беков издольную и барщинную (натуральную) повинности.
Наиболее многочисленным было сословие раятов в Кайтаге и Табасарапе, находившиеся в поземельной за
[стр. 38]

38 абазин., тукумы, карач., балк.).
Постепенно община превращалась из родовой в территориальную
(и соседскую).
Большинство горцев Северо-Западного Кавказа и Центрального Кавказа имели сложную сословную иерархию, в основе которой были юридически свободные общинники, выполнявшие ряд повинностей в пользу представителей высших сословий, и крепостных крестьян.
Сословные категории в горских обществах
Северо-Западного и Центрального Кавказа: 1.
юридические свободные, но фактически феодально
зависимыеобщинники ( тлъхукотли у черкесов, уздени у карачаецев и ногайцев, анхаю у абазин), 2.
крепостные крестьяне (пшитли у черкесов,
юльгюлюкулы у карачаевцев, джоллукулы у ногайцев, лыги у абазин), 3.
патриархальные рабы (унауты у черкесов и
абазии, башсызкулы у карачаевцев, джолсызкулы у ногайцев).
У некоторых
горцев были промежуточные сословные группы, которые, сохраняя личную свободу, несли в пользу феодалов тех селений, в которых они проживаш, ряд повинностей.
Вышее горское сословие включало в себя: тии у адыгов, таубии у балкарцев и карачаевцев, алдары у осетин.
Обычное право горцев определяло характер взаимоотношений между всеми сословиями.
По обычному праву вся земля горцев считалась общей, в то же время историками отмечалось сочетание в горском обществе частной и коллективной собственности в виде родовой и семейно-общинной.
К началу XIX в.
на Северо-Западном и Центральном Кавказе были следующие виды собственности: частная собственность, семейная собственность, дворовая собственность, родовая собственность.
Хотя юридического оформления этих видов собственности к началу XIX в.
не произошло, пользование всеми видами собственности (пастбищными и пахотными землями, например, выпас скота на пастбищных землях) регулировал горский адаг, не используя впрямую такие понятия как собственность, владение и договор.

[Back]