Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 42]

НОССИИСКАЯ 4 1 ГО С УД ЛР С ТЗЕН НА Я 6И&ПИОТЯХА на основе ряда сделок, мены, купли-продажи.
Все эти виды обязательственных отношений регулировались нормами обычного права.
Раздел пахотных или пастбищных земель на Северо-Западном и Центральном Кавказе происходило устно, при свидетелях1.
В Дагестане для этого применялись письменные земельные договора, для которых использовался арабский язык, более распространенный в этом северокавказском регионе в силу более ранней исламизации, который использовался в качестве письменного2.
Развитию договорного права в Дагестане способствовало появление и развитие в течение XVIII начале XIX вв.
вакуфного землевладения и соответствующих норм мусульманского права, которое инкорпорировало адатное дсн*>ворное право народов Дагестана.
Уже к началу XIX в.
в Нагорном Дагестане использовались списки
вакфов, мусульманского землевладения.
Как отмечают специалисты по методам исламизации народов Северо-Западного и Центрального Кавказа, агенты Османской империи не стремились создавать вакфы и вакуфные комплексы и соответственно вводить шариатские нормы, регулирующие вакуфную собственность3.
В Дагестане уже с
XII-XIV вв.
сложился официальный тип юридических документов, касающихся главным образом поземельных
постановлений4.
Часто правовые договоры сохранились до наших дней в виде стел с выбитыми
на них правовыми документами в стены соборных мечетей.
Сохранялись без изменений вплоть до начала правовых реформ XIX в.5
1Ковалевский М.
Современный обычай и древний закон.
Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении.
Владикавказ, 1995.
С.
177.
Бобровников В.О.
Мусульмане Северного Кавказа.
Обычай, право, насилие.
Очерки по истории этнографии права Нагорного Дагестана.
М., 2002.
С.64.
3 Муртазалиев СИ.
К вопросу об особенностях процесса исламизации и ассимиляции болгар в Османской системе
девширмс (XV-XVI вв.).
Махачкала, 1984.
Депон.
В ИНИОН, С.
10-12; Стайиова М.
Ислам и исламская религиозная пропаганда
в Болгарии // Османская империя.
Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы.
Сб.ст.
М., 1986.
С.86.

4Бобровников В.О.
Мусульмане...С.118.
5Там же.
С.64.
[стр. 41]

РОССИЙСКАЯ ГОСУ;1ЛРСТВК7!НАЯ 4 1 ' Ш Б Л Й О Т Ш 1 Наряду-' с хорошим знанием арабского языка в Дагестане, другой не менее существенной причиной распространения договорного права, было наличие в этом регионе Северного Кавказе факуфного землевладения, которое сформировалось благодаря глубокой исламизации.
Уже к началу XIX в.
в Нагорном Дагестане использовались списки
факфов, мусульманского землевладения.
Как мы увидели выше, на Северо-Западном и тем более Центральном Кавказе в ходе исламизации горцев Османская империя даже не пыталась создавать накфы и еакуф ны е ком плексы и соответственно вводить шариатские нормы, регулирующие вакуфную собственность30 В Дагестане уже с XI1-XIV вв.
сложился официальный тип юридических документов, касающихся главным образом поземельных
постановлений31.
Часто правовые договоры сохранились до наших дней в виде стел с выбитыми
иа них правовыми документами в стены соборных мечетей.
Сохранялись без изменений вплоть до начала правовых реформ XIX в.52
Н ачало ф орм ирования обязат ельст венны х от нош ений в го оском адате.
В XV-XVIII в.
обязательственные отношения горцев находились в стадии формирования.
В целом договорное право находилось зародышевом состоянии.
Во многом, безусловно, это определялось слабым развитием института частной собственности.
Несмотря на мления некоторых историков, можно у тверждать, что на Центральном и Северо-Западном Кавказе преобладала обищнная собственность, которая в значительной j0 Муртазалиев С.И.
К вопросу об особенностях процесса исламизации и ассимиляции болгар в Османской системе
левширме (XV-XVI вв.).
Махачкала, 1984.
Демон.
В ИНИОН, С.
10-12; Cmuitnoea М.
Ислам и исламская религиозная пропаганда
к Болгарии И Османская империя.
Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы.
Сб.ст.
М., 1986.
С.86.

БоОрпвникоа В.О.
Мусульмане...С.
118 12Там же.
С.64

[Back]