Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 47]

совершеннолетний и слабоумных не была четко определена (в некоторых случаях допускалась).
Так, у ингушей договоры мог заключать и несовершеннолетний, но умалишенный нет.
Как указывалось выше, па Северо-Западном и Центральном Кавказе практически до кониа XIX в.
не была введена практика создания письменных договоров,
существовавшая лишь в Нагорном Дагестане.
Поэтому большинство горцев для обеспечения обязательств, договоров и сделок использовали различные нормы обычного права.
Наиболее распространенным был использовал институт поручительства (отта-да-да, ингуш.)1, а также институт свидетелей, которые присутствовали при совершении сделки и потом в случае необходимости могли выступать в качестве свидетелей в адатном суде.
Для обеспечения обязательств использовалась широко распространенная традиция рукобития во время совершения сделки (хуцаукух, осетин божья рука)2.
Особое место занимал институт баранты или ишкиля (каб.
тхъэкъун, даг.
ишкиль) насильственное взимание долга, который широко использовалась при рассмотрении имущественных споров как норма обычного права, заключавшаяся в захвате (аресте) чужого имущества в обеспечении прав кредитора, с тем, чтобы заставить его выплатить задержанный долг или удовлетворить истца исполнением другого рода обязательств, применялась по отношению к родственникам или даже односельчанам ответчика3.
В основе этой нормы обычного права на Северном Кавказе была положена ответственность любого члена общины за неуплату долга другим общинником.

Данный институт был широко распространен на всем Северном Кавказе.
Ф.А.
Гантемирова описала его существование у чечен1Далгат Б.
Материалы...С.359.
2Ладыженский А.М.
Адаты...
С.100; Маргиев В.И.
История...
С, 166.
3Агяа/юв М.А.
Сельская община в Нагорном Дагестане в XVIIначале XIX в.
М., I9SS.
С.160-161.
[стр. 44]

44 Понятие обязанности на Северном Кавказе ограничивалось двумя основными принципами адатного права: обладанием каким-либо статусом и взаимностью прав и обязанностей.
Договор по адатам это договоренность, заключаемая путем передачи вещи и обмена словами.
За исключением Дагестана, в остальных северокавказских районах сделки заключались устно, при свидетелях.
Подчеркнем, что, как указывал М.Ковалсвский, на СевероЗападном и Центральном Кавказе практически до конца XIX в.
не была введена практика создания письменных договоров39.

Поэтому горцы для обеспечения обязательств и договоров и сделок использовали другие нормы обычного права: традицию рукобития во время совершения сделки (хуцаукух, осетин., божья рука)40, иститут свидетелей, которые присутствовали при совершении сделки и йотом в случае необходимости могли выступать на суде, институт поручительства, институт закладки движимости, предоставление задатка, институт барантования.
Баранта (каб.
тхъэкъун) широко использовалась при рассмотрении имущественных споров как норма обычного права, заключавшаяся в захвате (аресте) чужого имущества в обеспечении прав кредитора, с тем чтобы заставить его выплатить задержанный долг или удовлетворить истца исполнением другого рода обязательств, применялась по отношению к родственникам или даже односельчанам ответчика.
В основе этой нормы обычного права на Северном Кавказе была положена ответственность любого члена общины за неуплату долга другим общинником.

19 Ковалевский М.
Современный обычай и древний закон.
Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении.
Владикавказ, 1995, С.177.
40Маргиев В.И.
История...
С.166.

[Back]