Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 52]

кровной мести у осетин, вызванной осквернением дома, например, снятием и выбрасыванием фамильной надочажной цепи1.
К.А.Кокурхаев описывает, как в чеченском обществе XV-начала XIX вв.
за нанесенную пощечину или удар плетью совершалась кровная месть2.
На бытование мести влияла сословная иерархия в аристократических обществах Северного Кавказа.
В кабардинском обществе, где существовал уорк хабзэ, т.е.
кодекс чести князей и узденей, причинение женщине оскорбления в высшем сословии вызывала месть, а в низших выплату компенсации.
И.Л.Бабич приводит
случай, когда в кабардинском селении Тыжево сельчанин оскорбил соседку.
Она пожаловалась мужу и
в отместку тот попытался убить виновного соседа3.
На Северо-Западном и Центральном Кавказе,
преобладала выплата композиции, а на Северо-Восточном Кавказе совершение кровной мести4.
В Дагестане «если при встрече с убийцей член рода не совершал акта кровной мести, общественное мнение всей общины резко осуждало его»5.
Месть совершал либо сам потерпевший (если он остался жив), в случае его смерти кто-либо из его ближайших родственников, как правило, братья.
У балкарцев за убийство человека мог мстить либо любой 1Дзидзоев М.
У.
Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии ( вторая половина XIX начало XX в.).
Орджоникидзе, 1979.
С.57; Месть за кровь // Перидическая печать об Осетии и осетинах...

Кн.1, Цхинвал, 1987.
С.
139; Хетагуров К.
Особа / / Там же.
С.
156-157; Кунов С .Д О некоторых пережитках феодально-родового быта и капитализма в Северной Осетии.
Орджоникидзе, 1941.
С.8.

Кокурхаев К.-С.
А.-К.
Общественно-политический строй и право чеченцев и ингушей (вторая половина XIX начало XX вв.).
Ростов -на-Дону, 1983.
С.86.
3 Бабич И.Л.
Эволюция правовой культу ры адыгов.
М., 1999.

С.56-66.

4 Кучмезова М.
Ч.
Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в.// Вестник Кабардино-Балкарского НИИ истории, языка и литературы.
Вып.6.
Нальчик, 1972;
Эдиева Ф.Д.
Обычное право карачаевцев в системе общественных отношений карачаевцев в XIX в.
Дисс...

канд.
ист.
наук.
М., 1975; Бабич И.Л.
Месть в пореформенном адыгском обществе // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
РостовнаДону, 1999.

С.220-230.

5 Пяиев А.А.
Кровная месть у чеченцев и ингушей и процесс ее изживания в годы советской власти.
Дисс...
канд.
ист.
наук.
М., 1969;
Бобровников В О.
Мусульмане...
С.56; Бутков П.Г.
Известия о бывшем в кавказских горах лжепророке Мансуре \\ Россия и Кавказ сквозь два столетия.
Спб., 2001.
Сост.

Лисицына Г.Г., Гордин Я.
А.
С.7-11; Бутков П.Г.
Из описания ингушей \\ Россия и Кавказ...С.12-14; его же.
Лжепророк Мансур \\ Россия и Кавказ...С.
15-21.
[стр. 9]

г.т.
Трофимовой, С.А.Лугуева, Э.ДМужухоева, З.М.Блиевой, З.В.Кануковой, В.А.Азимова, А.С.Омарова, В.И.
Маргиева, М.У.Дзидзоева.
ЮМ.Кетова, И.Я.Бабич, Ф.Г.Камкия, М.М.Цурова, Н.А.
Нефляшевой1 0, Х.Д.Гаглоева, Ф.А.
Гантемировой, А.И.Мусукаева, К.А.
Кокурхаева, К.Г.Азаматова, Ф.Д.
Эдиевой.и Крупные исследования по кавказскому адату работы А.М.
Ладыженского, который проследил зарождение и формирование обычного права на Кавказе.
В процессе работы он выдвинул гипотезу, что в период ,0 Мар.аяева П.И.
Административные и судебные реформы в Горских округах Кубанской области во второй половине XIX в.
Дисс...
канд.ист.наук.
Ставрополь, 1998.; Думанов Х.М..
Кетов Ю.М.
Адыгэ Хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XIX XJX в.
Нальчик, 2000; Бабич И.31.
Эволюция правовой культуры адыгов.
М.,1999;
Цуров М.М.
Обычное право ингушей // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов на Дону, 1999;
Смирнова Я.
С.
Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.
М., 1983; Агларов М.А.
Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII-начале XIX в.
М., 1988; Блиева З.М.
Из истории становления российской системы управления в Чечне (конец XV11I-X1X в.) // Вопросы истории и историографии Северного Кавказа.
Нальчик, 1989; Лугуев С.А.
Терминология, связанная с судоустройством и судопроизводством у лакцев в XIX начале XX вЛ Отраслевая лексика дагестанских языков.
Махачкала, 1984; Канукова З.В.
Система внутреннего управления в пореформенном осетинском селе // Вопросы истории и историографии Северного Кавказа...; Камкия Ф.Г.
Преступление и наказание в обычном нраве абхазов // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов на Дону, 1999; Бобровников В.О.
Мусульмане Северного Кавказе.
М., 2002; Трофимова Г.Т.
Трансформация норм обычного права у карачаевцев // Человек и общество на Кавказе.
Проблемы правового бытия.
Ставрополь, 2002; Омаров А.С.
Судебно-правовая политика царизма в Дагестане // Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестана; его же.
Система композиций в обычном нраве Дагестана // Ученые записки Института истории, языка и литературы.
Вып.6, Махачкала, 1966; Азимов В.А.
Суд и процесс в обычном праве народов Дагестана // Обычное право в России; проблемы теории, истории и практики.
Ростов на Дону, 1999; Мисроков З.Х.
Адатные и шариатные суды в автономиях Северного Кавказа.
Дисс...канд.юрид.наук.
М., 1979; Мисроков З.Х.
Адат и шариат в россиийской правовой системе.
Исторические судьбы юридического плюрализма на Северном Кавказе.
М., 2002.
1 1 Кучмезова М .Ч Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в.// Вест.
Кабардино-Балкарского НИИ истории, языка и литературы.
Вып.6.
Нальчик, 1972;
Гаитемирова Ф А.
Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (XVIII первая половина XIX в.).
Дисс...
канд.
ист.
наук.
М., 1972; Эдиева Ф.Д.
Обычное право в системе общественных отношений карачаевцев в XIX в.
Дисс...

ист.
наук.
М..
1975; Мусукаев А.И.
Балкарский тукъум.
Нальчик, 1978; Азаматов К Г.
Из истории изучения обычного права балкарцев //Уч.
зап.
Кабардино-Балкарского государственного университета.
Нальчик, 1965; Кокурхаев К.А.
Общественно полити

[стр.,51]

51 званной осквернением дома, например, снятием и выбрасыванием фамильной надочажной цепи52.
Разумеется, на характер кровной мести влияло наличие или отсутствие в данном обществе сословной иерархии.
В высших сословиях месть совершалась чаще.
Так, в кабардинском обществе, где существовал уорк хабзэ, т.е.
кодекс чести князей и узденей, причинение женщине оскорбления в высшем сословии вызывала месть, а в низших выплату компенсации.
И.Л.Бабич приводит
случаи, извлеченные ею из северокавказских архивов.
Так, в кабардинском селении Тыжево сельчанин оскорбил соседку.
Она пожаловалась мужу и
тот совершил покушение на убийство виновного соседа53.
Можно выделить два типа обществ с различным соотношением этих принципов: были общества, в которых преобладал принцип возмездия, и были общества, в которых уже к XVIII началу XIX в.
возобладал принцип возмещения.
Критерием данной классификации стал характер общинных санкций.
На Северо-Западном и Центральном Кавказе54,
как показывают исследования историков, занимающихся бытованием адата в адыгском, осетинском и тюркском (карачаево-балкарском) обществах, преобладала выплата композиции, а на Северо-Восточном Кавказе совершение кровной мести.
Как отмечает В.О.
Бобровников, в Дагестане п Дзидзоев М.У.
Общественно-политическая и государственно-правовая мысль в Северной Осетии ( вторая половина XIX начало XX в.).
Орджоникидзе, 1979, С.57; Месть за кровь.
// Перидическая печать об Осетии и осетинах..

Ки.1, Цхинвал, 1987, С.139; Хстагуров К.
Особа // Там же.
С.
156-157; Аулов С.Д.
О некоторых пережитках феодально-родового быта и капитализма в Северной Осетии.
Орджоникидзе, 1941, С.8;
53Бабии И.Л.
Эволюция правовой культуры адыгов.
М., 1999.
С.56-66
54 Кучмезова М.
Ч.
Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в.// Вестник Кабардино-Балкарского НИИ истории, языка и литературы.
Вып.6.
Нальчик, 1972; Эдиева Ф.Д.
Обычное право карачаевцев в системе общественных отношений карачаевцев в XIX в.
Дисс...
канд.
ист.
наук.
М., 1975; Бабич И.Л.
Месть в пореформенном адыгском обществе // Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов на Дону, 1999, С.220-230.


[стр.,52]

52 “если при встрече с убийцей член рода не совершал акта кровной мести, общественное мнение всей общины резко осуждало его”5*.
В основе реализации принципа возмещения * выплата “цены крови” (композиции).
Часто, как отмечала Е.Н.Кушева, r XVI XVIII вв., на Северном Кавказе использовалась и другая адатная норма выселение коллектива (виновного и его семьи) из родного селения навсегда56.
Одной из важных черт бытования обычного права ХУНТ в.
являлось то, что наряду с собственно нормами права, народы СевероЗападного и Центрального Кавказа успешно использовали институты общественного и семейного быта в качестве способов урегулирования конфликтов, явившихся следствием серьезных преступлений, главным образом и уголовных.
Это, безусловно, свидетельствует об отсутствии границ между правовыми и неправовыми обычаями в жизни северокавказских народов XVI XVIII вв.
Можно привести этнографические материалы И.Л.Бабич по таким институтам общественного быта как аталычество.
куначество и установление молочного родства57.
Остановимся немного на этом моменте.
Институт аталычества, т.е.
воспитание ребенка в чужой семье, заключался в следующем: желающий забрать чужого ребенка, как правило, мальчика, к себе на воспитание делал это либо открыто, т.е.
с согласия его родителей, либо тайно, с помощью совершаемой ночью кражи.
Например, н адьпоком обществе, как отмечаег И.Л.Бабич, этот институт ис5 5П.чиев А.А.
Кровная месть у чеченцев и ишушей и процесс ее изживания в годы советской власти.
Дисс...
канд.
ист.
наук.
М., 1969;
Бобровиикм В.О.
Мусульмане...С.56; Бутков П.Г.
Известия о бывшем в кавказских горах лжепророке Мансуре\\ Россия и Кавказ сквозь два столетия.
Спб., 2001.
Сост.

Лиащына Г.Г..
Гордин > 7 .А.
С.7-11; Бутков П.Г.
Из описания ишушей V .
Россия и Кавказ...С.12-14; его же.
Лжепророк Мансур\\ Россия и Кавказ...С.15-21.

Кушева Е.И.
Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI 30-е годы XIX в.) М., 1963.
С.127.
57 Бабич И.Л.
Правовая культуры адыгов: история и современность.
Дисс.на соие.
докт.
исгор.н.
М., 2000, C.3I.

[Back]