ран ия адат Д аргинского округа написано: «За нанесение м уж чины лобоев, хотя бы и остались знаки, а такж е за нанесение раны , не требую щ ей лечения, виновны й никакому взы сканию не подвергался. За нанесение побоев ж енщ ине, если не она первая начала драку, взы скивается в ее пользу один бы чок. Е сли ж енщ ина бы ла берем енна и последствием побоев бы л вы киды ш , то сверх того, дело разбирается по ш ариату»1. Д ля примирения враж дую щ их сторон прим еняли и институты общ ественного бы та (аталы чество, установление м олочного родства, статус старш ей ж енщ ины , гуащ э, кабард.). И нститут аталы чества, т.е. воспитание ребенка в чуж ой семье, заклю чался в следую щ ем: ж елаю щ ий забрать чуж ого ребенка, как правило, мальчика, к себе на воспитание делал это либо откры то, т.е. с согласия его родителей, либо тайно, с пом ощ ью соверш аемой ночью краж и. О бычно этот институт использовался в ады гском общ естве для получения дворянского звания, установления родственны х связей с княж еской фамилией и т.д.2 Н о в адатах западны х ады гов обнаруж иваем норму, согласно которой в среде привилегированного сословия прим енялось воспитание сы на в возрасте от 4 до 9 лет кровника или его ближ айш его родственника до соверш еннолетия в семье убийцы , после чего мальчик возвращ ался, виновный дарил подарки семье убитого и просил прощ ение, после получения которого, он становился единокровны м родственником сем ьи убитого3. У становивш иеся меж ду сторонами кровны е отнош ения м огли быть урегулированы посредством брака меж ду взрослы м и детьм и из враж дую щ их семей. С оверш ивш ий убийство человек, мог прибегнуть к покровительству ж енщ ины, скры вш ись на ее половине дом а. У бийца чувствовал себя в безопасности до тех пор, пока находился в ее дом е. Е сли кровник хотел отомстить виновному за убийство или ранение своего родственника, 1Адаты Дагестанской области и Закатальского округа. Тифлис. 1899. С.90. 2Бабич И.Л. Правовая культура адыгов: история и современность. М., 2000. С.31. 3Адаты черкес бывшей Черноморской линии// Адаты Кавказских. ..С.50. |
52 “если при встрече с убийцей член рода не совершал акта кровной мести, общественное мнение всей общины резко осуждало его”5*. В основе реализации принципа возмещения * выплата “цены крови” (композиции). Часто, как отмечала Е.Н.Кушева, r XVI XVIII вв., на Северном Кавказе использовалась и другая адатная норма выселение коллектива (виновного и его семьи) из родного селения навсегда56. Одной из важных черт бытования обычного права ХУНТ в. являлось то, что наряду с собственно нормами права, народы СевероЗападного и Центрального Кавказа успешно использовали институты общественного и семейного быта в качестве способов урегулирования конфликтов, явившихся следствием серьезных преступлений, главным образом и уголовных. Это, безусловно, свидетельствует об отсутствии границ между правовыми и неправовыми обычаями в жизни северокавказских народов XVI XVIII вв. Можно привести этнографические материалы И.Л.Бабич по таким институтам общественного быта как аталычество. куначество и установление молочного родства57. Остановимся немного на этом моменте. Институт аталычества, т.е. воспитание ребенка в чужой семье, заключался в следующем: желающий забрать чужого ребенка, как правило, мальчика, к себе на воспитание делал это либо открыто, т.е. с согласия его родителей, либо тайно, с помощью совершаемой ночью кражи. Например, н адьпоком обществе, как отмечаег И.Л.Бабич, этот институт ис5 5П.чиев А.А. Кровная месть у чеченцев и ишушей и процесс ее изживания в годы советской власти. Дисс... канд. ист. наук. М., 1969; Бобровиикм В.О. Мусульмане...С.56; Бутков П.Г. Известия о бывшем в кавказских горах лжепророке Мансуре\\ Россия и Кавказ сквозь два столетия. Спб., 2001. Сост. Лиащына Г.Г.. Гордин > 7 .А. С.7-11; Бутков П.Г. Из описания ишушей V . Россия и Кавказ...С.12-14; его же. Лжепророк Мансур\\ Россия и Кавказ...С.15-21. Кушева Е.И. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI 30-е годы XIX в.) М., 1963. С.127. 57 Бабич И.Л. Правовая культуры адыгов: история и современность. Дисс.на соие. докт. исгор.н. М., 2000, C.3I. 53 пользовался в адыгском обществе для получения дворянского звания, установления родственных связей с княжеской фамилией и т.д. Тем не менее в адатах западных адыгов, собранных русскими чиповникамн в первой половине XIX в., мы обнаруживаем норму, согласно которой в среде привилегированного сословия применялось воспитание сына н возрасте от 4 до 9 лет кровника или его ближайшего родственника до совершеннолетия в семье убийцы, после чего мальчик возвращался, виновный дарил подарки семье убитого и просил прощение, после получения которого он становился единокровным родственником семьи убитого58. В XVI XVIII вв., в осетинской, карачаевской и адыгской общинах установившиеся между сторонами кровные отношения могли быть урегулированы посредством брака между взрослыми детьми из враж«59 дующих, семей . Часто женщины могла выступать в качестве средства урегулировании конфликта. Совершивший убийство человек, мог прибегнуть к покровительству женщины, скрывшись на ее половине дома. Убийца чувствовал себя в безопасности до тех пор, пока находился в ес доме. Если кровник хотел отомстить виновному за убийство или ранение своего родственника, он должен был дождаться, когда тот покинет дом женщины. Если пожилая, уважаемая в своей общине женщина, принадлежавшая к привилегированном}' сословию, оказывалась свидетельницей драки, она могла, сняв с головы платок, встать между дерущимися. Участники конфликта обязаны были прекратить ссору60. У осетин, карачаевцев, адыгов для примирения конфликтующих сторон использовался и институт молочного родства. Его суть заключа™Адаты черкес...С.50. 59 I агяоев Х.Д. Из истории судопроизводства у осетин Я Известия Юго-осетинского НИИ АН Грузинской ССР. Вып. 13. Цхинвали, 1964. С. 256, Эдивла Ф.Д. Социальный дуализм обычая кровной мести карачаевцев в XIX в.// Из истории КарачаевоЧеркесии. Вып.7. Черкесск, 1974. С.ЗЗЗ. |