Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 57]

Наиболее развитыми и разработанными судебно-процессуальные нормы были лиш ь в Дагестане, где реш ения адатного суда стали записываться еще a XV-XVII1 вв., применяя арабский язык.
У остальных народов Северного Кавказа судопроизводство было устным, и процесс судопроизводства мог варьироваться.
В целом адатиый судебный процесс включал четыре этапа: вначале слушалась жалоба истца, затем оправдание ответчика, после чего выступали свидетели и, наконец, выносился приговор.
П риговор выносился большинством голосов.

Вели участники конфликта не были довольны решением судей, они могли выбрать новых судей и провести вторичное заседание с новым составом суда.
Это был
cBoei'O рода апелляционный суд.
Если же их не устраивало решение и
второю суда, то третий состав не выбирался.
Ш ироко практиковался в адатпом судопроизводстве институт очистительной присяги1.
Реш ения адатною суда контролировались общиной, существовала развитая системы общ инных санкций, которая применялась по отношению к тем, кто по каким-то причинам отказывался признавать и выполнять его решения.
Как правило, адатный суд не был постоянным судебным органом, а выбирался специально для разрешения определенного конфликта.
Тем не менее, у балкарцев был постоянный суд-тере.
Выборы в Тёре проходили один раз в семь лет и отличались высокой
демократичностью2.
Каждый аул называл из своей среды пять или семь наиболее достойных людей.
Кандидатуры тщательно обсуждались на ныгыше
(сельской площ ади, где сходились взрослые мужчины и проводили досуг) и утверждались решением сельского схода.
Избранники общ ины выбирали из своей среды одного представителя в
общеаульский совет или Гитче Тёре М алый Тёре, как его называли.
Подобные советы из девяти человек в прош лом действовали в Баксане, Чегеме, Большой Балкарии, Хуламо-Безенгийском ущелье и
Ка1Адаты черкес...
С.
143-144.
1 Абаев М.
Балкария // Карачаево-балкарские деятели культуры XIX начале XX вв.
Том 1.
Нальчик.
1993.

С.178.
[стр. 61]

61 ции или выселение виновного и его семьи на жительство в иное селение81.
Нормы процессуального права, т.е.
нормы, регулирующие порядок ведения судопроизводства, т.е.
порядок ведения адатного суда, были крайне размытыми у разных северокавказских народов.
Судопроизводство в адатном суде было устным, решения этого суда не записывались.
По этой причине крайне трудно вычленять основные черты дореформенного обычного права.
Согласно В.Ф.
Миллеру и М.М.
Ковалевскому, балкарокарачаевское Тёре не знало строгого иерархического деления, оно состояло из самых лучших и влиятельнейших представителей всех сословий, кроме крепостных крестьян.
Члены Тёре тёречи ценились прежде всего своими личными качествами.
Главные качества тёречи безупречность поведения и суждений, весомость мнения на основе хорошего знания народных обычаев и традиций82.
Согласно адатам западных адыгов первой половины XIX в., адатный судебный процесс включал четыре этапа: вначале слушалась жалоба истца, затем оправдание ответчика, после чего выступали свидетели и, наконец, выносился приговор.
Приговор выносился большинством голосов.

Как свидетельствуют записи западноадыгских адатов первой половины XIX в., если участники конфликта не были довольны решением судей, они могли выбрать новых судей и провести вторичное заседание с новым составом суда.
Это был
своего рода апелляционный суд.
Если же их не устраивало решение и
второго суда, то третий состав не выбирался.
81 Kyuieea Е.Н.
Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI 30-е годы ХГХ в.) М., 1963.
С.127.
82 Миллер В , Ковалевский М.
В горских обществах Кабарды.
// Вестник Европы.
СПб., 1884.
Т.
2.
Кн.
4.
С.
574

[стр.,62]

62 Широко практиковался в адатом судопроизводстве институт очисти* 83 тельной присяги .
Выборы в Тёре проходили один раз в семь лет и отличались высокой
демократичностью*4.
Каждый аул называл из своей среды пять или семь наиболее достойных людей.
Кандидатуры тщательно обсуждались на ныгыше
(сельская площадь, где сходились взрослые мужчины и проводили досуг) и утверждались решением сельского схода.
Избранники общины выбирали из своей среды одного представителя в
общеуиюльский совет' или Гитче Тёре Малый Тёре, как его называли.
Подобные советы из девяти человек в прошлом действовали в Баксане, Чегеме, Большой Балкарии, Хуламо-Безенгийском ущелье и
Карачае.
В свою очередь Малый Тёре на демократических, началах выдвигал одного тсречи в Халкъ Тёре Общенародный Тёре**.
Таким образом, этот орган объединял самые известные умы и крупные авторитеты общества, говоря словами В.Ф.
Миллера и М.М.
Ковалевского, “верховных охранителей спокойствия и порядка”.
У балкарцев на самом раннем этапе своей деятельности Тсре проводился в ауле Зылгы Балкарского общества, в помещениях христианских церквей.
Позже Тёре собирался либо у фамильной башни князей Абаевых, либо ниже квартала Абаевых на берегу реки Черска Балкарского.
Каждое ущелье и аул Балкарии имели свои места схода.
‘‘На этом месте доселе можно видеть несколько камней, слегка видоизмененных рукою человека, на которых и заседали посредники”86.
У осетин местом 8 ,4Адаты черкес...
С.143-144.
8 4Абаев М.
Балкария // Карачаево-балкарские деятели культуры XIX начале XX вв.
Том 1.
Нальчик, 1993.

Сборник документов висточники.
С.178.
H SИеанюков И., Ковалевский М.
У подошвы ЭльбрусаИ Вестник Европы.
С11б.т1886.
Т.
1.С100.
86Миллер В., Ковалевский М.
Укад.
раб.
С.
574.

[Back]