Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 58]

рачае.
В свою очередь Малый Тёре на демократических началах выдвигал одного
тёречи в Халкъ Тёре Общенародный Тёре1.
У осетин местом третейского суда было место около святых мест, например, Дагомский суд заседал около святилища М адизан2.
У балкарцев на самом раннем этапе своей деятельности
Тёре проводился в ауле Зылгы Балкарского общ ества, в помещениях христианских церквей.
Позже Тёре собирался либо у фамильной башни князей Абаевых, либо ниже квартала Абаевых на берегу реки
Черека Балкарского.
Каждое ущелье и аул Балкарки имели свои места схода.
«Н а этом месте доселе можно видеть несколько камней, слегка видоизмененных рукою человека, на которых и заседали посредники»'.
Как отмечает И.Л.
Бабич, у адыгов не было определенного места для проведения судебного заседания адатных судов.
В каждом конкретном случае назначалось новое место, но обычно заседание проходило на окраине селения, которая по традиции считалось местом встреч почетных стариков.
У многих кавказских народов для судебных процессов выбирались кладбища или места, связанные с культом предков: у осетин дзуари, т.е.
кладбища фамильных святых, у грузин жертвенники, расположенные около могильных к у р т и о в и т.д.4 Адатные судебно-процессуальные нормы определяли порядок ведения горского судопроизводства.
В горском судебном процессе не применялось правило о наказуемости предварительной преступной деятельности, т.е.
обнаружения умысла покушения.
Доказательствами считались: собственное признание обвиняемого; вещественные доказательства; показания свидетелей, данные под присягой.
Ответчик мог очиститься соприсягой своих родственников и односельчан.

У народов Северного Кавказа бытовал институт клятв.
У осе1 Ивашоков И., Коваяевскш М.
У подошвы Эльбруса // Вестник Европы.

СПб., 1886.
Т.
1.
С-100.
Берзенов Н.
Из Записок об Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах.
Кн.1.
Цхинвали, 1981, С.128.

3Милнер В., Ковалевский М.
В горских...
С.
574.
4 Г'амоев Х.Д.
Указ.
раб.
С.249-250.
[стр. 62]

62 Широко практиковался в адатом судопроизводстве институт очисти* 83 тельной присяги .
Выборы в Тёре проходили один раз в семь лет и отличались высокой демократичностью*4.
Каждый аул называл из своей среды пять или семь наиболее достойных людей.
Кандидатуры тщательно обсуждались на ныгыше (сельская площадь, где сходились взрослые мужчины и проводили досуг) и утверждались решением сельского схода.
Избранники общины выбирали из своей среды одного представителя в общеуиюльский совет' или Гитче Тёре Малый Тёре, как его называли.
Подобные советы из девяти человек в прошлом действовали в Баксане, Чегеме, Большой Балкарии, Хуламо-Безенгийском ущелье и Карачае.
В свою очередь Малый Тёре на демократических, началах выдвигал одного
тсречи в Халкъ Тёре Общенародный Тёре**.
Таким образом, этот орган объединял самые известные умы и крупные авторитеты общества, говоря словами В.Ф.
Миллера и М.М.
Ковалевского, “верховных охранителей спокойствия и порядка”.
У балкарцев на самом раннем этапе своей деятельности
Тсре проводился в ауле Зылгы Балкарского общества, в помещениях христианских церквей.
Позже Тёре собирался либо у фамильной башни князей Абаевых, либо ниже квартала Абаевых на берегу реки
Черска Балкарского.
Каждое ущелье и аул Балкарии имели свои места схода.
‘‘На этом месте доселе можно видеть несколько камней, слегка видоизмененных рукою человека, на которых и заседали посредники”86.
У осетин местом 8 ,4Адаты черкес...
С.143-144.
8 4Абаев М.
Балкария // Карачаево-балкарские деятели культуры XIX начале XX вв.
Том 1.
Нальчик, 1993.
Сборник документов висточники.
С.178.
H SИеанюков И., Ковалевский М.
У подошвы ЭльбрусаИ Вестник Европы.

С11б.т1886.
Т.
1.С100.
86Миллер В., Ковалевский М.
Укад.
раб.
С.
574.


[стр.,63]

63 третейского суда было место около святых мест, например, Дагомский суд заседал около святилища Мадизан8'.
На Северо-Западном и Центральном Кавказе роль общины в адатном судопроизводстве была огромна, она осуществляла судебный процесс через систему посредников судей, и контроливала выполнение решения суда.
Таким образом она была одновременно и аппаратом принуждения, надзора и контроля.
Существовала разветвленная система общинных санкций.
87 Берзенов Н.
Из Записок об Осетии // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах.
Кн.1.
Цхинвали, 1981 С.128.


[стр.,137]

137 решение, в котором указывались следующие моменты: 1) состав суда, фамилии, возраст, социальное положение судей, 2) краткое описание дела, 3) размер компенсации, 4) условия и сроки ее выплаты, 5) условия организации примирительного угощения.
Документ подписывался всеми судьями.
Его копии получали участники конфликта, сельский старшина и судьи горского суда73.
На Северо-Западном Кавказе судебное разбирательство продолжало оставаться устным, но его решения стали записываться на русском языке русскими писарями.
Эти медиоторские решения отправлялись в высшие органы российско-имперской администрации на Северном Кавказе.
На Северо-Восточном Кавказе адатные решения записывались на арабском и русском языках.
Пореформенные адатные суды различали два основных вида исков: прямые (с доказательствами) и по подозрению.
Доказательствами считались собственное признание обвиняемого; вещественные доказательства; показания свидетелей, данные под присягой.
Ответчик мог очиститься соприсягой своих родственников и односельчан.

А.М.
Ладыженский писал, что “существование в древнем кабардинском праве ограниченного числа судебных доказательств объяснялось бытовыми условиями отсутствием письменности, обращением к суду только по желанию жалобщика с представлением доказательств отсутствия предварительного следствия”74.
Для снятия с человека подозрения в совершении какого-либо преступления на Северном Кавказе в процессе судопроизводства использовался обычай совместной присяги, которую должны были произносить тг Адаты южиодагесганских обществ // Сборник сведений о кавказских горцах.
Выл.8.
Тифлис, 1875; Памятники обычного нрава народов Дагестана XV/f-XIX вв.
М ахачкала.
1965; Адаты Дагестанской области и Закатальского округа.
Тифлис, 1899 74Л адыж енский А.М .
Адаты кавказских горцев.
Дисс.шхсоиск.
докт.торил.н.
М., 1949, С.54.

[Back]