Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 59]

тин присягу принимал сам подозреваемый, а также родственники ответчика, так называемые соприсяжники.
Присягающий приходил в святилище (дзуары) и произносил следующие слова:
«Если тот, за кого я принимаю присягу, не прав, будет на мне».
Иногда присяга приносилась на могиле убитого.
У осетин бытовал и обычай открытия воров путем присяги.
П отерпевший заявлял на сходе, что вором должен был быть один из жителей какого-то села.
Тогда все жители этого селения принимали присягу.
И ногда присягу принимали только старшие
фамилий1.
В целом адатный суд в большей степени рассматривал дела, связанные с уголовной сферой жизни, чем ф аж данской.
Тем не менее, в XVIII первой половине XIX вв.
адатный суд рассматривал возникающие проблемы, связанные с регулированием обязательственных отношений2.
Н аиболее распространенные иски это иски о причинении имущественного ущерба, например, потравы скотом земельного участка.
Его владелец обращался в аульный суд для возмещения убытков.
Причем адатный суд запрещал потерпевшему самому разбираться с виновным, например, зарезать в отместку скот виновного3.
Судебная обычно-правовая практика различала причинение хозяйственного ущерба по намерению и по неосторожно4 сти .
Земельные споры, возникающие как между представителями высших сословий, так и между ними, с одной стороны, и свободными общ инниками, с другой,
также регулировались с помощью адатного суда.
О бычно земельные конфликты касались
ф ан и ц между земельными участками, принадлежащими частному владельцу или общине.
Поэтому в суде истцом или ответчиком мог выступать и индивид, или члены его фамилии (поскольку частная собственность была в основном в виде фамильной), либо община.
Например, в балкарском обществе произош ел спор между чегем'
Казбек., 1903, N17-18.
2Миллер Б.Вс.
Из области...
С.67.
3Там же.
С.69-.70.
4Миллер Б.Вс.
Из области...С.70.
[стр. 39]

39 Семейная община (позже территориальная) являлась одним из субъектов права собственности.
Нераздельным достоянием семейной общины считалась движимая и недвижимая собственность: пахотная земля, сенокосы, леса и пастбища.
Объектами частной собственности вначале становилось лишь движимое имущество, т.е.
то, что принадлежало конкретно индивиду', например, лошадь, кинжал и т.д., а впоследствии земля (пахотная и пастбищная) начала отчуждаться в частное владение.
Как справедливо указывал В.И.Маргиев, не все виды собственности пользовались одинаковым юридическим статусом.
Собственность на землю и право пользования ею носили родовой характер, т.е.
род выступал субъектом права собственности.
Отдельные дворы могли обладать только правом временного пользования ею.
При выделении отдельных дворов из рода, род сохранял за собой право на наследования так называмого выморочного имущества.
Источником дворовой собственности у осетин была собственность родовая.
Такая собственность называлась временным владением26.
Земельные споры, возникающие как между представителями высших сословий, так и между ними, с одной стороны, и свободными общинниками, с другой,
регулировались с помощью адатного суда.
Обычно земельные конфликты касались
границ между' земельными участками, принадлежащими частному' владельцу или общине.
Поэтому в суде истцом или ответчиком мог выступать и индивид, или члены его фамилии (поскольку частная собственность была в основном в виде фамильной), либо община.
Например, в балкарском обществе произошел спор между чегемскими
князьями Барасбисвыми и Толгуровыми из-за пахотной и покосной земли Толгъур-Чегет в местечке Гестенти.
В ходе адатного судебного процесса был привлечен свидетель (айрахчы, балк.),

[стр.,138]

138 все сородичи (в Нагорном Дагестане тахлиф), т.е, родственники из тухума.
Их количество варьировалось в зависимости от дела'5.
В тех случаях, когда это было необходимо, на заседания суда приглашались присяжные поручители.
В русских источниках они назывались атаупами; в кабардинских тхъэры1уэщыхьэт,с.
Перед тем как свидетельствовать в пользу своего подзащитного, они также произносили клятву на Коране, а затем присягали в невиновности обвиняемого.
Присяжными поручителями могли быть почетные общинники, соседи и в редких случаях родственники обвиняемого, которые пользовались уважением в своей общине и не имели враждебных отношений ни с одной из сторон рассматриваемого конфликта.
Присягу принимал сам подозреваемый, а также родственники ответчика, так называемые
соприяжники.
Присягающий приходил в святилище (дзуары) и произносил следующие слова:
'‘Если тот, за кого я принимаю присягу, не прав, будет на мне”.
Иногда присяга приносилась на могиле убитого.
У осетин бытовал и обычай открытия воров путем присяги.
Потерпевший заявлял на сходе, что вором должен был быть один из жителей какого-то села.
Тогда все жители этого селения принимали присяг.
Иногда присягу принимали только старшие
фамилий7'.
В процесс адатного судопроизводства осетины как православные, так и мусульмане, использовали присяги, которые они давали в дзуарах (языческих святилищах), где произносили следующие слова: “Если тот, за кого я принимаю присягу, не прав, будет на мне”78.
Согласно российским судебным реформам на Центральном Кавказе осетинский третейский суд потерял право рассматривать дела, ся5Бобровников ВО.
Мусульмане...
С.60 76Думание ХМ.
Kyiuxoe Х.С.
К вопросу о судоустройстве и судопроизводстве в Кабардс во второй половине ХЕК -начале XX в.// Культура и быт адыгов.
Вып.6.
Майкоп, im C .47.
77Казбек.
1903, N17-18.

[Back]