Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 60]

скими князьями Барасбиевыми и Толгуровыми из-за пахотной и покосной земли Толгъур-Чегет в местечке Гестенти.
В ходе адатного судебного процесса был привлечен свидетель (айрахчы, балк.),
который подтверждал права истца на пользование спорным участком земли.
В
ходе долгих разбирательств с привлечением свидетелей было доказано, что в давние времена этими землями владели предки Тол^ровых Крымшамхаловы.
Балкарский адатный суд принял решение об оставлении спорного участка за фамилией Толгуровых1 .

В целом, как показывает описание судебно-процессуальных норм у народов Северного Кавказа, оно отличалось крайней неразработанностью, значительным разнообразием и вариативностью.
В этом была одна из слабых сторон обычного права: отсутствие единых правил судопроизводства, количество членов суда, место проведения суда, система доказательств, правила вынесения решений все эти аспекты судебно-процессуальною механизма не были общими и едиными для всех народов Северного Кавказа.
1.4.
Отношение российского государства к обычному праву народов Северного Кавказа в первой половине XIX в.
Обычное право начало XIX в.
в полной мере «обслуживало» горское общество Северного Кавказа.
Тем не менее, в этот период на СевероЗападный и Центральный Кавказ со стороны Османской империи стал активно проникать ислам и мусульманское право, одним из основных принципов которого был принцип установления в обществе формального равенства, на основе которого осуществлялось исламское правосудие.
На Северо-Восточном Кавказе ислам проник во все сферы жизни, во многом ее изменив.
Однако на Северо-Западном и Центральном Кавказе устойчивость социально-иерархичного
юрского сознания и стереотипов поведения не позволяла установить новый исламский порядок.
Феодализация горского общества
Северного Кавказа сталкивалась со стремлением мусульман1 Центральный государственный архив Республики Северной Осетии-А.чани (далее ЦГА РСО-Алания;.
Ф.270.Оп.
1.Д .22;
[стр. 34]

34 право горцев, которое сохранялось в полном объеме.
Еще в меньшей степени на адат влияло православие.
Это не было случайным.
Правовая сфера горской жизни ее краеугольный камень.
Обычное право в полной мере “обслуживало” горское общество.
Одним из основных принципов мусульманского права принцип установления в обществе формального равенства, на основе которого осуществляется исламское правосудие.
Однако на СевероЗападном и Центральном Кавказе устойчивость социально-иерархичного
горского сознания и стереотипов поведения не позволяла установить новый исламский порядок.
Феодализация горского общества
сталкивалась со стремлением мусульманского права к созданию равенства в обществе.
Ислам, исходивший из идеи формального равенства всех людей перед Богом, был направлен против сословной иерархии и эксплуатации на Северном Кавказе.
Шариат по сравнению с адатом предоставлял крепостным крестьянам гораздо больше прав, ограждая в определенной мере их личные и имущественные права.
В частности, он запрещал продажу мусульман.
Как бы там ни было, в перспективе последовательное распространение норм шариата на все горское общество неизбежно трансформировало бы взаимоотношения владельцев и крепостных крестьян, создав угрозу разрушения крепостнического строя и феодальной иерархии в целом.
Обычное право юридически закрепляло сословное неравенство и феодальную эксплуатацию.
Это обстоятельство объясняет одну из причин отсутствия у представителей высшего сословия, которое в первую очередь восприняло ислам, стремления обращать в ислам подвластных им крестьян и внедрять мусульманское право.
С другой стороны, принадлежность к исламу, парадоксальным образом противопоставляя знать простолюдинам, являлась дополнительным дифференциальным признаком между ними в сфере культуры, что объективно поддерживало существующий социальный порядок в прежнем виде.


[стр.,39]

39 Семейная община (позже территориальная) являлась одним из субъектов права собственности.
Нераздельным достоянием семейной общины считалась движимая и недвижимая собственность: пахотная земля, сенокосы, леса и пастбища.
Объектами частной собственности вначале становилось лишь движимое имущество, т.е.
то, что принадлежало конкретно индивиду', например, лошадь, кинжал и т.д., а впоследствии земля (пахотная и пастбищная) начала отчуждаться в частное владение.
Как справедливо указывал В.И.Маргиев, не все виды собственности пользовались одинаковым юридическим статусом.
Собственность на землю и право пользования ею носили родовой характер, т.е.
род выступал субъектом права собственности.
Отдельные дворы могли обладать только правом временного пользования ею.
При выделении отдельных дворов из рода, род сохранял за собой право на наследования так называмого выморочного имущества.
Источником дворовой собственности у осетин была собственность родовая.
Такая собственность называлась временным владением26.
Земельные споры, возникающие как между представителями высших сословий, так и между ними, с одной стороны, и свободными общинниками, с другой, регулировались с помощью адатного суда.
Обычно земельные конфликты касались границ между' земельными участками, принадлежащими частному' владельцу или общине.
Поэтому в суде истцом или ответчиком мог выступать и индивид, или члены его фамилии (поскольку частная собственность была в основном в виде фамильной), либо община.
Например, в балкарском обществе произошел спор между чегемскими князьями Барасбисвыми и Толгуровыми из-за пахотной и покосной земли Толгъур-Чегет в местечке Гестенти.
В ходе адатного судебного процесса был привлечен свидетель (айрахчы, балк.),


[стр.,40]

40 который потдверждал права истца на пользование спорным участком земли.
В
суде использовался институт присяг, которые произносили и истец, и ответчик (в случае необходимости).
У балкарцев данная присяга проходила следующим образом: одна из заинтересованных сторон, обнажив одну из половин своего тела (руку и ногу), произносил клятву перед адатными судьями, говоря: “Пусть отсохнет у меня рука и нога, если я покажу Гранину неправильно’'.
Были и другие формы присяг, например, у тех же балкарцев была магическая присяга апгъыги ( “Мен Тёре аллында ант этеме, Бюгюн боллукъ ишден, Къачмазгьа, артха турмазгъа, Жашаууму аямазгъа”.
Перевод: “Я даю клятву перед Тёре, от дела, которое предстоит сегодня.
Не уклоняться, не отступать, Не щадить своей жизни”)27.
В ходе долгих разбирательств с привлечением свидетелей было доказано, что в давние времена этими землями владели предки Толгуровых Крымшамхаловы.
Балкарский адатный суд принял решение об оставлении спорного участка за фамилией Тол
гуровых28.
Торцы Северо-Западного и Центрального свои договора по разделу пахотных или пастбищных земель не оформляли в письменной форме.
К началу ХГХ в.
письменные земельные договора появились лишь в Дагестане29, что во многом связано с проблемой развития письменных языков.
В тот период в качестве письменного языка в Дагестане использовался арабский язык.
На Северо-Западном и тем более Центральном Кавказе, где как мы показали ислам был развит слабо, арабский язык только начат свое распространение.
16Маргиев В.И.
История государстваи правав Осетии.
Майкоп.1997.
С.163.
27 Архив Кабардино-Балкарского научно-исследователеского института.
Рукописный фонд, папка№ 6.
Центральный государственный архив Республики
Северная Осетия-Алания Ф.270, он.
1„А 22; 29Бобровников B.Q.
Мусульмане Северного Кавказа.
Обычай, право, насилие.
Очерки по истории этнографии праваНагорного Дагестана.
М., 2002.
С.64

[Back]