Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 65]

калым.
В случае самовольного ухода от муж а горянка теряла махр, а ее родители обязаны были вернуть бывш ему мужу калым.
В первой половине XIX в., согласно горским адатам, на СевероЗападном Кавказе сохранялись обычно-правовые нормы
наследования1, но начали распространяться и нормы мусульманского права в области наследования у черкес, балкарцев, ингуш ей2.
В лияние мусульманского права на наследственное право кабардинцев затронуло в первую очередь наследование движ имого имущества3.
Результатом этого стало значительное улучш ение материального и социального положения горских женщ ин.
При распространении ислама появилась практика наследования по ш ариату, по которой дочери стали иметь свою долю , которая, по-прежнему была вдвое и даж е втрое меньше'1.
Согласно ш ариату женщ инам выделялась 1/8 доля наследства.
Горцы тяжело принимали эту норму наследования, после длительны х переговоров с
шариатским судьей и исламскими духовными лицами5.
В первой половине X IX в.
в горском общ естве на Северо-Западном и Ц ентральном Кавказе стали распространяться принятые уже в Нагорном Дагестане мусульманские духовные завещ ания (искат).
Н аследование по духовным завещ аниям было у черкес, ингуш ей и балкарцев6.
Согласно правилам составления духовного завещ ания, третью часть имущ ества горец мог завещ ать не членам своей семьи7.
Н аследство умерш его согласно духовному завещ анию могло делиться между духовными лицами и нищ ими8.
И ногда духовные завещ ания составлялись тогда, когда оставались ма1Кучмезова М.Ч.
Имущественные...
С.
183-187.
2 Правовые нормы адыгов...
С.178-180; Кучмезова М.Ч.
Имущественные ...
С.180-189; Харузип Н.Н.
Заметки о юридическом быте чеченцев и ингушей.
И Сборник материалов по этнографии.
М., 1888, Вьш.З.
С.
129.
3Д ум анов Х.М.
Социальная...
С.89.
4Ладыж енский А.М.
Адаты...
С.45.
5Адаты балкарцев.
// Правовые нормы адыгов...
С.118-123, 175-178.
6 Правовые нормы адыгов.
..С .156.
7 Харузин НИ.
Заметки...
С.129; Кокурхаев К.-С.
А.-К.
Общественно-политический...
С.121.
8Правовые нормы адыгов...
С.
123.
[стр. 85]

85 совершения брака.
В конце обряда кадий провозглашал: Да поможет Бог! И читал первую суру из Корана».
Если в селении не было кадия, то каждое постороннее лицо могло составить акт и прочесть словесное объявление согласия при двух свидетелях.
Иногда обходились и без письменного акта63.
При сохранении адатиого калыма появился в горском обществе махр норма мусульманского права, обеспечивающая материальное положение жены.
В отличие от калыма64, который шел в пользование родителей невесты, махр шел в пользу невесты, она получала его после вступления в брак от мужа.
Он был ее собственностью и при разводе оставался у нее65.
Были введены и другие нормы шариата, связанные с семейным положением женщины.
Гак, были установлены исламские правила развода, согласно которым женщина также получила право на развод (например, при отсутствии материального содержания со стороны мужа)66.
В первой половине XIX в., согласно горским адатам, на СевероЗападном Кавказе сохранялись обычноправовые нормы
наследования67, но в этот период начали распространяться нормы мусульманского права в области наследования, что в значительной степени улучшило материальное и социальное положение горских женщин.
Согласно шариату женщинами выделялась 1/8 доля наследства.
Горцы тяжело принимали эту норму наследования после длительных переговоров с
62Клапрот Г.Ю.
Путешествие...
С.262.
63Там же.
С.141-142.
44Кох К.
Путешествие...
С.614; БларамбергИ.Ф.
Историческое...
С.381— 382.
65Ду'броцин Я История...
С.141.
6 < > Кчапрот Г.Ю.
Путешествие...
С.263.
67 Кучме.юва М.Ч.
Имущественные и наследственные права балкарцев в XIX в.// Вестник Кабардино-Балкарского НИИ истории, языка и литературы.
Вып.6.
Нальчик, 1972.
С.183-187.

[Back]