Введение шариата на Северо-Восточном Кавказе оказалось в сущности скромным и непоследовательным и во многом неудачным из-за вмешательства российско-имперской администрации, крайне боявшейся шариата и предпочитавшей поддерживать адат, что в значительной степени и обусловило стагнационное состояние права на всем Северном Кавказе на многие десятилетия вперед. В этом историческом контексте Российская империя, в рамках ее борьбы с Османской империй и его агентами на Северном Кавказе, начала использовать именно право, в качестве метода воздействия на народы Северного Кавказа. А.И. Барятинский, один из главных инициаторов активной поддержки горского адата сделал ставку на развитие на Северном Кавказе адата в ущерб шариату, в котором он видел опасность мусульманского повстанчества (мюридизма). В этих условиях Российская империя начала формировать на Северном Кавказе новую систему управления. В конце XVIII в. практически во всех горских обществах административная власть принадлежала местным князьям. Принцип организации власти родовой. Так, в Кабарде шесть княжеских фамилий обладали политической властью: Атажукинская, М исостовская. Бемурзинская, Кайтукинская, Таусултановская, Гиляхстановская. Несмотря на власть местных князей, традиционная власть основывалась на ряде горских коллегиальных институтов института старейшин, института народных собраний (ныхас, осетин, хаса, кабард.). Отметим, что права и обязанности основных институтов горской традиционной власти и управления не были жестко определены и регламентированы. Управленческая функция российского государства на Северном Кавказе начала реализовываться через учреждение ряда формализованных государственных институтов: административных учреждений с зачатками российского государственного аппарата и создание системы контроля за органами горского общинного управления, что позволило на первом этапе процесса огосударствления горцев упорядочить их жизнь. В конце XVIII |
76 § 2. Формирование государственного права (модернизация традиционной системы власти и управления горг^ев, создание и развитие системы государственного управления). В конце XVIII в. па Северо-Западном и Центральном Кавказе практически во всех горских обществах административная власть принадлежала местным князьям. Принцип организации власти родовой. Так, в Кабарде шесть княжеских фамилий обладали политической властью: Лтажукинская, Мисостовская. Бемурзинская, Кайтукинская, Таусултановская, Гиляхстановская. Несмотря на власть местных князей традиционная власть основывалась на ряде горских коллегиальных институтов института старейшин, института народных собраний (ныхас, осетин, хаса, кабард.^. Отметим, что права и обязанности основных институтов горской традиционной власти и управления не были жестко определены и регламентированы. Управленческая функция российского государства на СевероЗападном и Центральном Кавказе начала реализовываться посредством учреждения ряда формализованных государственных институтов: системы административных учреждений, формирующих государственный аппарат, а также введения контроля за органами управления традиционного характера. Было создано Отделение по управлению горскими пародами при главном штабе Кавказской армии. В конце XVIII начале XIX в. Российская империя модернизацию жизни северокавказских горцев начала с введения нового административного аппарата, способствующих упорядочению и созданию контроля над их жизнью. На Центральном и Северо-Западном Кавказе при сохранении системы омапатства, когда горцы присылали своих представителей для проживания в гг.Моздок, Владикавказ, Санкт-Петербург как гарантов миролюбивого отношения к империи, которая в свою очередь брала на |