Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 73]

наиболее активные борцы с Россией теряли свои фамильные земельные участки, которые передавались в российскую казну.
Об этом свидетельствует одно архивное дело
РГВИА «О лишении прав на землю тагаурца Дударова», в котором рассматривается судьба Инуса Дударова.
В 1810-х годах Инус занимался воровством лошадей и скота, в том числе и у жителей Владикавказа, а потом участвовал во взятии в плен инженера барона Фиркса (к сожалению, нет подробностей об этой истории).
За это он предан военному' суду, по которому в 1819 г.
был отправлен в Моздокскую крепость на принудительные работы в
течение пояугода.
В 1830 г.
он стал один из инициаторов организации антироссийского выступления тагаурцев.
После подавления восстания Абхазовым, во время которого аул Дударова был полностью истреблен, сам
Иную Дударов был сослан в Сибирь.
Земли аула были переданы в казенное ведомство и в пользование аулу Ларскому.
Инус Ду даров вернулся в 1850 г.
и обратился к властям с просьбой о возвращении принадлежащих ему ранее земель.
Ему
отказали1.
В то же время в первой половине ХЕХ в.
шариат отчасти начал влиять на обычное вещное право.
'Гак, исламское духовенство ограничило применением некоторых обычно-правовых норм, регулировавших взаимоотношения владельцев аулов и общинников.
Путешественник Г.Ю.
Клапрот отмечал, что до принятия ислама у горцев существовало адатное правило, согласно которому князь, владелец горского селения, имел право из каждого общинного стада или табуна брать для себя безвозмездно одну овцу, одного барана или одну лошадь.
Мусульманское право этого не допускало.
Принявшие ислам князья отказались от следования этой
адатной нормы2.
Исламским миссионерам Османской империи удалось изменить социальную структуру ряда обществ западных адыгов, проживающих в районе Причерноморья (так называемых демократических адыгов), т.е.
близко
‘ РГВИА.
Ф.
13454.
Оп.2.
Д.507.
Л .М а.
“Клапрот I\Ю .
Путешествие но Кавказу // Адыги...
С.261.
[стр. 81]

81 было введено 4 4 потомственное владение”, что позволило им получить право закрепить за собой отдельные участки земли в качестве безусловное владения на основе договоров, утверждаемых кордонным начальством (генерал-лейтенантом Рашпилем)57.
Право на земельную собственность Россия использовала в качестве воздействия на ослабление антироссийских настроений.
Так, в Осетии наиболее активные борцы с Россией теряли свои фамильные земельные участки, которые передавались в российскую казну.
Об этом свидетельствует одно архивное дело
РГВИЛ “О лишении прав на землю тагаурца Дударова”, в котором рассматривается судьба Mttyca Дударова.
В 1810-х годах Инус занимался воровством лошадей и скота, в том числе и у жителей Владикавказа, а потом участвовал во взятии в плен инженера барона Фиркса ( к сожалению, нет подробностей об этой истории).
За это он предан военному суду, по которому в 1819 г.
был отправлен в Моздокскую крепость на принудительные работы в
течении полугода.
В 1830 г.
он стал один из инициаторов организации антироссийского выступления тагаурцев.
После подавления восстания Абхазовым, во время которого аул Дударова был полностью истреблен, сам
Инус Дударов был сослан в Сибирь.
Земли аула были переданы в казенное ведомство и в пользование аулу Ларскому.
Инус Дударов вернулся в 1850 г.
и обратился к властям с просьбой о возвращении принадлежащих ему ранее земель.
Ему
отказали58.
В то же время к этому же стремилась и Османская империя.
Подчеркнем, что только в начале XIX в.
турки стали пытаться воздействовать на горскую систему собственности и сословную структуру.
Горское право сословное, феодальное.
Правовое положение 57ГЛКК Ф.261.
Оп.1.
Д.
1251.
Л.2-9об.
Фонд Канцелярии начальника Черноморской кордовной линии.
5*РГВИА.
Ф.13454.
Оп.2.
Д.507.
Л.Ыа.


[стр.,82]

82 каждого индивида зависело от места* занимаемого им в сословной иерархии адыгского феодализма.
Ликвидация сословной иерархии — необходимое условие введения мусульманского права.
Исламские лидеры стремились создать необходимый для этого фундамент.
Эти действия привели к некоторым изменениям в правовом поле горцев.
Во-первых, исламское духовенство ограничило применением некоторых обычноправовых норм, регулировавших взаимоотношения владельцев аулов и общинников.
Так, путешественник Г.Ю.Клапрот отмечал, что до принятия ислама у горцев существовало адатное правило, согласно которому князь, владелец горского селения, имел право из каждого общинного стада или табуна брать для себя безвозмездно одну овцу, одного барана или одну лошадь.
Мусульманское право этого не допускало.
Принявшие ислам князья отказались от следования этой
адатиой нормы59.
Во-вторых, исламским миссионерам Османской империи удалось изменить социальную структуру ряда обществ западных адыгов, проживающих в районе Причерноморья (так называемых демократических адыгов), т.е.
близко
от крепости Анапы, которая, как мы указывали выше, в первой половине XIX в.
стала центром исламизации горцев.
Подчеркнем, что эти изменения в основном коснулись не земельного обычного права, а уголовнот, r частности, уравнение прав свободного крестьянства и дворян у шапсугов, натухайцев и абадзехов выразилось прежде всего в пересмотре системы композиций, а именно: произошло сближение выкупных платежей за совершенные преступления, ранее весьма сильно различавшиеся у представителей разных сословий: по 200 голов крупного рогатого 59Клапрот П О .
Путешесгвие...
С.261.

[Back]