Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 74]

от крепости Анапы, которая, как указывали выше, в первой половине XIX в.
стала центром исламизации горцев.
Подчеркнем, что эти изменения в основном коснулись не
обычного земельного права, а уголовного, в частности, уравнение прав свободного крестьянства и дворян у шапсугов, натухайцев и абадзехов выразилось, прежде всего, в пересмотре системы композиций, а именно: произошло сближение выкупных платежей за совершенные преступления, ранее весьма сильно различавшиеся у представителей разных сословий: ло 200 голов крупного рогатого скота1.
Нормы обязательственного права в первой половине XIX в.
не претерпели существенных изменений.

Ни мусульманское право, ни российские судебные реформы в этот период не затронули эту сферу правового пространства народов Северного Кавказа.
В первой половине XIX в.
обычное уголовное право народов Северного Кавказа стало предметом постоянного противоборства адата и шариата.
В эту борьбу включилась и Российская империя.
Если было выгодно, то горские народы обращались к шариату', поскольку плата за кровь по шариату' была одинаковой как для высшего сословия, так и простолюдинов.
Как свидетельствуют архивные документы, закубанские кабардинцы в начале 1850-х годов в зависимости от обстоятельств дела судились
«избранным обществом духовными кадиями и почетными стариками на древнем основании словесным судом, или по книгам чрез кадия шариатом»2.
Исламским лидерам и знатокам шариата не удалось утвердить мусульманские понятия вины и ответственности, основанные на проявлении злой воли.
Согласно горскому адату первой половины XIX в., любое преступление (убийство, ранение и т.д.) могло быть компенсировано в соот1РГВИЛ.
Ф.ВУА.
ДЛ8511, Л.14; Леонтобич Ф.И.
Адаты...С.131.
2 Российский Государственный Воеино-истори ческий архив (далее РГВИА).
13454.
Оп.2.
Д.547.
Л.30 об-32об.
[стр. 82]

82 каждого индивида зависело от места* занимаемого им в сословной иерархии адыгского феодализма.
Ликвидация сословной иерархии — необходимое условие введения мусульманского права.
Исламские лидеры стремились создать необходимый для этого фундамент.
Эти действия привели к некоторым изменениям в правовом поле горцев.
Во-первых, исламское духовенство ограничило применением некоторых обычноправовых норм, регулировавших взаимоотношения владельцев аулов и общинников.
Так, путешественник Г.Ю.Клапрот отмечал, что до принятия ислама у горцев существовало адатное правило, согласно которому князь, владелец горского селения, имел право из каждого общинного стада или табуна брать для себя безвозмездно одну овцу, одного барана или одну лошадь.
Мусульманское право этого не допускало.
Принявшие ислам князья отказались от следования этой адатиой нормы59.
Во-вторых, исламским миссионерам Османской империи удалось изменить социальную структуру ряда обществ западных адыгов, проживающих в районе Причерноморья (так называемых демократических адыгов), т.е.
близко от крепости Анапы, которая, как мы указывали выше, в первой половине XIX в.
стала центром исламизации горцев.
Подчеркнем, что эти изменения в основном коснулись не
земельного обычного права, а уголовнот, r частности, уравнение прав свободного крестьянства и дворян у шапсугов, натухайцев и абадзехов выразилось прежде всего в пересмотре системы композиций, а именно: произошло сближение выкупных платежей за совершенные преступления, ранее весьма сильно различавшиеся у представителей разных сословий: по 200 голов крупного рогатого 59Клапрот П О .
Путешесгвие...
С.261.


[стр.,83]

83 60 скота .
Сфера шариатского права ча Северо-Западном Кавказе стала неуклонно расширяться только во второй четверти XIX в.
Обращение к той или иной системе права зависело от ряда факторов: }.
У демократических адыгов преобладал шариат (особенно после 1841 г.) 2.
В период существования имамата Шамиля на Северо-Западном Кавказе больше дел рассматривалось по шариату.
3.
Принадлежность дела к конкретной области права.
4.
Шариатом преимущественно решались гражданские дела.
5.
Сфера уголовных преступлений являлась предметом постоянного противоборства адата и шариата.
Если было выгодно, то горцы обращались к шариату, поскольку плата за кровь по шариату была одинаковой как для высшего сословия, так и простолюдинов.
Так, как свидетельствуют архивные документы, закубанские кабардинцы в начале 1850-х годов в зависимости от обстоятельств дела судились '‘избранным обществом духовными кадиями и почетными стариками на древнем основании словесным судом, или по книгам чрез кадия шариатом”61.
Нормы обязательственного права в первой половине XIX в.
не претерпели существенных изменений.

11и мусульманское право, ни российские судебные реформы в этот период не затронули эту сферу правового поля горцев.
Регулирование брачно-семейных и наследственных отношений.
Сфера брачно-семейных и наследственных отношений, нормы, регулировавшие правила развода, раздела имущества и наследства, в 60РГВИЛ.
Ф.ВУА.
Д.1851 L Л.14; Яеонтоаич Ф.И.
Лдаггы кавказских горцев.
Одесса, 1882.
Вып.I.
С.131.
6 1РГВИЛ.
13454.
Оп.2.
Д.547.
Л.ЗОоб-32об.


[стр.,86]

шариатским судьей и исламскими духовными лицами68.
В первой половине XIX в.
в горском обществе стали появляться мусульманские духовные завещания (искат).
Такие завещания попрежнему составлялись в устной форме при свидетелях.
В этот период начали работать шариатские суды во главе с кадием, которые разбирали семейно-брачные и наследственные дела (частично)69.
Уголовное право.
Согласено горскому адату первой половины XIX в., любое преступление (убийство, ранение и т.д.) могло быть компенсировано в соответствии со шлакой выкупных платежей, сумма которых зависела от опастности содеянного преступления и социального статуса жертвы (последний фактор у демократических адыгов с начала XIX в.
не учитывался).
Характерным для адатов было отсутствие ограничения или лишения свободы.
Российская империя в первой половине XIX в.
в значительной степени свои первые попытки модернизации горского права направила на изменение практики применения обычного уголовного права.
Она, вопервых, создала систему контроля за соблюдением и выполнением адатных решений по уголовным делам, и, во-вторых, учредила российские судебные органы, которые должны были постепенно вводить и расширять сферу применения российских норм в области уголовного судопроизводства.
Этот вопрос будет рассмотрен нами в третьем разделе этой главы.
86 68Адаты балкарцев.
Н Правовые нормы адыгвов и балкаро-качараевцев в XV-XIX вв.
Составители X.М.Думанов, Ф.ХДуманова.
Майкоп, 1997, С.118-123, 175-178.
ь9Дубровин Н.
История...
С.168; Бем Д.
Дневник....
С.477.

[Back]