встствии со шкалой выкупных платежей, сумма которых зависела от опасности содеянного преступления и социального статуса жертвы (последний фактор у «демократических» горцев с начала XIX в. не учитывался). Отметим, что н этот период начались первые попытки ограничить сферу применения горского адата со стороны Российской империи, именно с уголовной сферы. Местная администрация создала систему контроля за соблюдением и выполнением адатных решений по уголовным делам. Затем российская администрация начала внедрять российские судебные институты, которые должны были постепенно вводить и расширять сферу применения российских норм в первую очередь в области уголовного судопроизводства. Сохраняя с небольшими изменениями адатный суд практически на Северо-Западном Кавказе, российская империя начала в значительной степени ограничивать его на Центральном в Осетии, где были учреждены российские судебные органы с опорой на российское законодательство. В Осетии адатный суд не имел поддержки со стороны местной администрации, как это имело место в других горских обществах Северного Кавказа. В Осетии решения адатного суда утверждались российской администрацией в качестве исключения. Так, было обнаружено прошение пристава дигорского народа на имя Начальника Владикавказского округа. В обществе произошло убийство, которое было урегулировано адатным дигорским судом «по обычаю» и был составлен письменный договор. Пристав просил в качестве исключения утвердить этот приговор1. Радикализация правового пространства Осетии во многом была связана с проводимым Россией в этом регионе процессом христианизации, который отчасти изменил жизнь осетин, в том числе и обычное право. Так, наиболее удачным временем для совершения мести или примирения у осетин были первые две недели поста (гутуроба)2. В первой половине XIX в. 1РГВИА Ф. 13454. Оп.2. Д.595. 1Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн.1. Цхинвали, 1981, С.112. |
шариатским судьей и исламскими духовными лицами68. В первой половине XIX в. в горском обществе стали появляться мусульманские духовные завещания (искат). Такие завещания попрежнему составлялись в устной форме при свидетелях. В этот период начали работать шариатские суды во главе с кадием, которые разбирали семейно-брачные и наследственные дела (частично)69. Уголовное право. Согласено горскому адату первой половины XIX в., любое преступление (убийство, ранение и т.д.) могло быть компенсировано в соответствии со шлакой выкупных платежей, сумма которых зависела от опастности содеянного преступления и социального статуса жертвы (последний фактор у демократических адыгов с начала XIX в. не учитывался). Характерным для адатов было отсутствие ограничения или лишения свободы. Российская империя в первой половине XIX в. в значительной степени свои первые попытки модернизации горского права направила на изменение практики применения обычного уголовного права. Она, вопервых, создала систему контроля за соблюдением и выполнением адатных решений по уголовным делам, и, во-вторых, учредила российские судебные органы, которые должны были постепенно вводить и расширять сферу применения российских норм в области уголовного судопроизводства. Этот вопрос будет рассмотрен нами в третьем разделе этой главы. 86 68Адаты балкарцев. Н Правовые нормы адыгвов и балкаро-качараевцев в XV-XIX вв. Составители X.М.Думанов, Ф.ХДуманова. Майкоп, 1997, С.118-123, 175-178. ь9Дубровин Н. История... С.168; Бем Д. Дневник.... С.477. 87 В этот период адатный уголовный суд практически полностью сохранялся на Северо-Западном Кавказе, но и начал в значительной степени ограничиваться на Центральном в Осетии, где вводились российские судебные органы с основой на российское законодательство. Поэтому в Осетии адатный суд сохранялся неофициально. Его решения утверждались российской администрацией в качестве исключения. Так, мы обнаружили прошение пристава дигорского народа на имя Начальника Владикавказского округа. В обществе произошло убийство, которое было урегулировано адатным дигорским судом “но обычаю" и был составлен письменный договор. Пристав просил в качестве 70 исключения утвердить этот приговор . Лдатное судопроизводство первой половины X IX 6. Традиционное адатное судопроизводство, практически не затронутое как таковое российскими судебными реформами этого времени, подверглось частичному изменению под влиянием мусульманского права. Во-первых, при сохранении в этот период адатных горских присяг, которые осуществлялись на амулетах71 стали распространяться присяги с использованием Корана72. Она заключалась в следующем: присягающий почтительно подходил, дотрагивался рукой до священной книги Корана и творил: “клянусь этою книгою слова Божия.,” заканчивая клятву, он подносил Коран к губам71. Г.Ю.Клапрот описал совершение мусульманской присяги у карачаевцев: “Все собираются в передней комнате мечети, мулла держит перед собой Коран. Тот, кто 70РГВИЛ Ф.13454. On.2. Д.595. 7 1Бларамберг И.Ф. Историческое... С.371. 72ЛюльеЛ.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927. С.41,42. 3Там же. |