Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 76]

российская империя значительно активизировала политику христианизации осетин, что имело в своей основе несколько важных целей: 1) ограни^ чение распространения проникающего из Кабарды в осетинские селения ислама, 2) приобщение осетин к российскому подданству, 3) активизация процесса руссификации народов Северного Кавказа.
В 1828 г.
в Осетии был учрежден так называемый Владикавказский инородный суд (председатель майор Курило).
Суд состоял из 12 человек и осуществлял свою судебную деятельность, на основе норм обычного праw ва1.
Правила судопроизводства были зафиксированы в Общественном приговоре, который был разработан Муссой Куидуховым и санкционирован генерал-лейтенантом Евдокимовым, командовавшем войсками левого крыла Кавказской армии.
Суд получил право рассматривать спорные дела трех осетинских обществ: Тагаурского,
Куртатинскою и Алагирского, В состав суда вошли старшины осетинских обществ, общинники по одному * представителю от каждого общества, а также представители высшего сословия.
Секретарь суда и переводчик русские военные.
Для ингушей был учрежден отдельный суд Назрановский, который рассматривал любые преступления на основе «словесных обычаев» под надзором пристава майора Щелкачева.
Пристав осетинского и ингушского народа Скворцов писал своему начальству в Тифлис: «Относительно ^ ингушского народа то оной по случаю существующих ртх народных обычаев и правил совсем других как между осетинами»2.
Тем не менее, в судебной практике этих судов старшины должны были понемногу внедрять российское право.
В архивном деле сказано: «Все дела гражданские и спорные между сих народов равно и претензии от людей инородных разбираются и решаются по древним обычаям и обрядам, приспособляя оные по колику, важность случаев дозволит к правилам российским»3.
Суд разбирал граж1 РГВИА.
Ф.
13454.
Оп.2.
Д.74; Мансуров Н.С.
Обычный суд у осетин.
// Периодическая...
С .133.
2РГВИА.
Л.
11-13.
3 Там же.
J1.6 об.
75
[стр. 99]

99 который был разработан Муссой Кундуховым и санкционирован генераллейтенантом Евдокимовым, командововшем войсками левого крыла Кавказской армии.
Суд получил право рассматривать спорные дела трех осетинских обществ: Тагаурского,
Куртатинского и Алагирского.
При формирования системы российского управления в Осетии наибольшие проблемы возникали с тагаурцами.
Грабеж, хищничество, захват в плен русских и требование платы при возвращении, кровная месть все это было распространено в Тагаурии114.
Поэтому именно там Скворцов проводил собрания с разъяснением о новой системе судопроизводства в Осетии.
На собрании тагаурских старшин были выбраны судьи, которые согласно правилам формирования Владикавказского народного суда должны были из местного населения.
Сам тагаурцы должны были из своей среды избрать двух старшин судьями в состав Владикавказского суда, “учреждаемого мною ...
для разбирательства тяжебных и вообще всех претензий тагаурского народа”115.
В состав суда выбирались по одному представителю от Алагирского, Куртатинского и два представителя от Тагаурского обществ116.
Помимо представителей высшего сословия в суде должны были заседать депутаты от народа, авторитетные пожилые лица117.
Секретарь суда и переводчик русские военные.
От Тагаурского общества были выбраны: Хамурза Тулатов, Алхаст Кундухов, от Куртатинского Исмаил Худзаев, от Алагирского — Созоруко Капаев.
Судей выбирали на один год.
Одновременно с судьями выбирали и кандидатов в судьи, которые впоследствии становились 11R судьями .
3,4РГВИА.
Ф.13454.
Отт.2.
Д.74.
Л.1.
1 1 5Там же.
Л.5 об.
1 1*Там же.
Л.6.
1,7Там же.
Л.боб.
1 1 8Там же.
Л.22 об.

[Back]