Родовые суды и родовые расправы были низшей судебной инстанцией и имели право рассматривать все гражданские и мелкие уголовные дела, применяя нормы адата. Крупные уголовные дела передавались в Верхний Пограничный суд, подчинявшийся астраханскому губернатору. Суд обязан был применять законы Российской империи. Отношение к созданным судебным органам было резко отрицательным. Как отмечали Т.Х.Кумыков и В.Х.Кажаров, насаждение российского закона и судопроизводства вызвало протест кабардинцев1 . Россия пошла на уступки, поняв преждевременность своих радикальных реформ, поддержав на некоторое время мусульманское право. В 1807 г. российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ). Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10-12 человек судей, принадлежащ их к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовенства2. Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев. Судопроизводство осуществлялось на основе мусульманского права. По мнению В.Х. Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов значительный шаг в развитии кабардинского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями3. Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий по выбору: или в шариатский, или в третейский4. Тем не менее, тотальное введение мусульманского права на Северо-Западном Кавказе невозможно было в силу неглубокой по сравнению с Северо-Восточным Кавказом исла1Кумыков Т.Х. Из истории судебных... С.90-93; Кажаров В.X. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XV111 первой половине XIX века. Нальчик, 1994. С.417-425. 2Кажаров В.Х. Адыгская... С.91-92, 97-101. 3 Кажаров В.Х. Традиционные...С.417-425. 4 Ногмов Ш.-Б.С. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Тифлис, 1861. С.162-170. |
94 родовые расправы и Верхний Пограничный суд. Их бытование хорошо описаны в монографиях В.Х.Кажарова, Х.М.Думанова и ЮЛИ. Кетова9". В основу судебной реформы был положен родовой принцип: три родовых суда (княжеских) и одна родовая расправа (дворянский суд) на две княжеские фамилии93. Было подготовлено Полож ение о родовых судах и расправ94. Выс шей инстанции для родовых судов стал Верхний Пограничный суд (г.Моздок). Судьи родовых судов и расправ выбирались на сходс открытым голосованием на три года лицами княжеско!*) и дворянского происхождения. Родовые суды и родовые расправы были низшей судебной инстанцией и имели право рассматривать все граж данские и мелкие уголовные дела, применяя нормы адата. Крупные уголовные дела передавались в Верхний Пограничный суд, подчинявшийся астраханскому губернатору. Суд обязан был применять законы Российской империи. Отношение к созданным судебным органам было резко отрицательным. Как отмечали Т.Х.Кумыков и В.Х.Кажаров, насаждение российского закона и судопроизводства вызвало протест кабардинцев95. В Кабарде появились сторонники создания судов, основанных на шариате (АдильГирей Атажукин и др.)%. Одной из форм этого протеста стало шариатское движение, о котором мы уже упоминали выше, целью которого было учреждение вместо российского закона мусульманского Думанов Х.М.,Кетов Ю.М. Адыгэ Хабзэ и суд в Кабарде во второй половине XVIIIXIX века. Нальчик, 2000, С.34-56. Кумыков Т.Х Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (копен XVIII XIX к.) И Ученые Записки T.XIX. Серия экономическая и историческая. Нальчик, 1963,0.91-92. 94АктыКавказской археографической комиссии. Т.2. 0.1130. < } S Кумыков Т.Х. Из истории судебных... С.90-93; Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой половине XIX века. Нальчик, 1994. С.417-425. 96 Кумыков Т.Х. Из истории судебных учреждений в Кабардино-Балкарии (XVIL1 XIX в.) // Уч.зап.Кабардино-Балкарского НИИ. Т.19. Нальчик, 1963. С.90-93; КажаровВ.Х. Традиционные... С.417-425. 95 права. Россия пошла на уступки, поняв преждевременность своих радикальных реформ, поддержав на некоторое время мусульманское право. В 1807 г. российская администрация упразднила родовые суды и родовые расправы и при частичном сохранении третейских судов образовала в Кабарде три духовных суда (мекхемэ). Каждый суд включал в себя председателя (валия), 10-12 человек судей, принадлежащих к привилегированным сословиям, а также кадия, представителя мусульманского духовепства97. Этому судебному органу были подведомственны все гражданские и уголовные дела кабардинцев. Судопроизводство осуществлялось на основе мусульманского права. По мнению В.Х. Кажарова, учреждение в Кабарде духовных судов значительный шаг в развитии кабардинского судопроизводства, поскольку адатный суд в тот период не всегда справлялся со своими миротворческими функциями98. Было установлено правило, согласно которому простые общинники могли обращаться только в шариатский суд, а лица привилегированных сословий по выбору: или в шариатский, или в третейский99. Однако жестокость наказания по нормам шариата, как отмечал Г.Х.Мамбетов, вызывала недовольство простых общинников1 ™. Тем не менее, как мы показали в первом разделе второй главы, тотальное введение мусульманского права невозможно было на СевероЗападном Кавказе в силу неглубокой по сравнению с Северо-восточным Кавказом исламизации горцев. Поэтому духовный суд не смог заменить д''Кажаров В.Х. Адыгская Хаса... С.91-92, 97-101. 98Кажаров ВХ. Традиционные...С.417-425. ™Ногмов Ш.-Б.С История... С.162-170. 100 Мамбетое Г.Х. Традиционная культура кабардинце» и балкарцев. Нальчик, 1994. C.13I. |