Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 84]

Н аряду с российской модернизацией на С еверном К авказе адатное судопроизводство в первой половине X IX в.
частично подверглось изменению и п од влиянием м усульм анского права.
В о-первы х, при сохранении в этот период адатны х горских присяг, которы е осущ ествлялись на ам
улетах’ стала распространяться присяга с использованием К орана2.
О на заклю чалась в следую щ ем: присягаю щ ий почтительно подходил, дотрагивался рукой до свящ енной книги К орана и
говорил: «клянусь этою книгою слова Бож ия...» заканчивая клятву, он подносил К оран к губам3.
Г.Ю .
К лапрот описал соверш ение м усульманской присяги у карачаевцев:
«Все собираю тся в передней комнате мечети, мулла держ ит перед собой К оран.
Тот, кто
произносит клятву, кладет на него руку и призы вает бога бы ть свидетелем правдивости его вы сказы вания»4.
Н а С еверо-В осточном Кавказе, как отмечает В.О.
Бобровников, появилось два вида мусульманских присяг: именем А ллаха и так назы ваемая ксбинная присяга (кебин талак, хатун талак), когда в случае лж есвидетельства ж енаты й разводился с ж еной, а холостой заклады вал свой участок (м ульк) как вакф сельской
мечети5.
Клятвы бы ли действенны м механизмом в горском судопроизводстве, поскольку, как отм ечал Л .Я.
Л ю лье, ады ги после присяги н а К оране редко давали лож ны е показания
«Каждый ады г заботился о сохранении чести и достоинства своего рода.
Ч еловек, солгавш ий во время присяги, подвергался всеобщ ему осуж дению ».
Ч еловека, солгавш его на присяге, адыги называли
таапсе6.
В о-вторы х, развитие ислама на Северном К авказе повлияло на то, что наряду с авторитетными общ инны ми лидерами, старейш инами в состав адатного суда стали входить уваж аемы е исламские лидеры , иногда
1Бларамберг И.Ф.
Историческое описание народов Кавказа // Адыги...
С.
371.
ЛюпъеЛ.Я.
Черкесия.
Историко-этнографические статьи.
Краснодар, 1927.
С.41,42.

Там же.
4Клапрот Ю.
Путешествие по Кавказу // Адыги...
С.252.
5Бобровников В.О.
Мусульмане...С.78.
6Люлье Л.Л.
Черкесия...
С.
46.
[стр. 87]

87 В этот период адатный уголовный суд практически полностью сохранялся на Северо-Западном Кавказе, но и начал в значительной степени ограничиваться на Центральном в Осетии, где вводились российские судебные органы с основой на российское законодательство.
Поэтому в Осетии адатный суд сохранялся неофициально.
Его решения утверждались российской администрацией в качестве исключения.
Так, мы обнаружили прошение пристава дигорского народа на имя Начальника Владикавказского округа.
В обществе произошло убийство, которое было урегулировано адатным дигорским судом “но обычаю" и был составлен письменный договор.
Пристав просил в качестве 70 исключения утвердить этот приговор .
Лдатное судопроизводство первой половины X IX 6.
Традиционное адатное судопроизводство, практически не затронутое как таковое российскими судебными реформами этого времени, подверглось частичному изменению под влиянием мусульманского права.
Во-первых, при сохранении в этот период адатных горских присяг, которые осуществлялись на амулетах71
стали распространяться присяги с использованием Корана72.
Она заключалась в следующем: присягающий почтительно подходил, дотрагивался рукой до священной книги Корана и
творил: “клянусь этою книгою слова Божия.,” заканчивая клятву, он подносил Коран к губам71.
Г.Ю.Клапрот описал совершение мусульманской присяги у карачаевцев:
“Все собираются в передней комнате мечети, мулла держит перед собой Коран.
Тот, кто
70РГВИЛ Ф.13454.
On.2.
Д.595.
7 1Бларамберг И.Ф.
Историческое...
С.371.
72ЛюльеЛ.Я.
Черкесия.
Историко-этнографические статьи.
Краснодар, 1927.
С.41,42.

3Там же.


[стр.,88]

произносит клятву, кладет на него руку и призывает бога быть свидетелем правдивости его высказывания1174.
На Северо-Восточном Кавказе, как отмечает В.О.
Бобровников, появилось два вида мусульманских присяг: именем Аллаха и так называемая ксбинная присяга (кебин талак, хатун т алак\ когда в случае лжесвидетельства женатый разводился с женой, а холостой закладывал свой участок (мульк) как вакф сельской
мечети75.
Клятвы были действенным механизмом в адыгском судопроизводстве, поскольку, как отмечал Л.Я.Люлье, адыги после присяги на Коране редко давали ложные показания.
“Каждый адыг заботился о сохранении чести и достоинства своего рода.
Человек, солгавший во время присяги, подвергался всеобщему осуждению".
Человека, солгавшего на присяге, адыги называли
таапсе76.
Во-вторых, развитие ислама на Северном Кавказе повлияло на то, что наряду с авторитетными общинными лидерами, старейшинами в состав адатного суда стали входить уважаемые исламские лидеры, иногда
даже и кадий77.
Наконец, в процедуру традиционного адатного примирения, осуществляемого во время урегулирования дел, связанных с убийством или ранением, стал включаться намаз, проводимый муллою или эфенди либо в доме потерпевшего, либо на могиле убитого.
88 ,4Клапрот 10.
Путешествие...
С.252.
7 3Бобровников В О.
Мусульмане Северного Кавказа.
М., 2002, С.
76Люлъе ЛЯ.
Черкесия...
С.
46.
77Азсшатоя К.Г., Хутуеа ХМ..
Мисост Лбасв !! Общественно-политические взгляды.
Нальчик, 1980.
С.
57.

[Back]