Проверяемый текст
Сатушиева, Любовь Хабасовна; Механизм реализации адата на Северо-Западном и Центральном Кавказе: историко-правовой анализ (Диссертация 2003)
[стр. 85]

даже и кадий1.
Наконец, в процедуру традиционного адагкого примирения, осуществляемого во время урегулирования дел, связанных с убийством или ранением, стал включаться намаз, проводимый муллою или эфенди либо в доме потерпевшего, либо на могиле убитого.
Таким образом, отношение российского государства к обычному праву на Северном Кавказе в первой половине XIX в.
выявило, что история этого времени характеризовалась борьбой Османской и Российской империей не только на поле военных сражений, но в области права, которое стало одним из ключевых инструментом политической борьбы между империями.
Российской империи во многом удалось ограничить распространение в этот период мусульманского права.
В этих условиях Российская империя была вынуждена поддерживать обычное право, не решаясь начать его модернизацию.
Тем не менее, уже в первой половине XIX в.
наблюдались первые попытки ограничить сферу применения горского адата со стороны Российской империи, которая начала этот процесс с обычного уголовного права и с создания новых российских судебных учреждений Владикавказского, Дигорского, Чеченского, Кабардинского и др.
судов, в которых судебно-процессуальные нормы во многом были идентичны российским.
В результате проведенного анализа в диссертации сделаны выводы: Правовая система общества народов Северного Кавказа формировалась в течение многих веков и ко времени вхождения в состав Российской империи, которое происходило постепенно в первой половине XIX в., характеризовалась преобладанием норм адатного права, источником которого стали горские обычаи и приговоры адагных судов.
Под обычным правом народов Северного Кавказа понимаем совокупность правовых норм, санкционированных общинной властью, которая существовала у народов этого региона ко времени активного освоения (в 1Азаматов К.Г., ХутуевX.И, М.И.
Лбаев/ / Общественно-политические взгляды.
Нальчик, 1980.
С.
57.
84
[стр. 88]

произносит клятву, кладет на него руку и призывает бога быть свидетелем правдивости его высказывания1174.
На Северо-Восточном Кавказе, как отмечает В.О.
Бобровников, появилось два вида мусульманских присяг: именем Аллаха и так называемая ксбинная присяга (кебин талак, хатун т алак\ когда в случае лжесвидетельства женатый разводился с женой, а холостой закладывал свой участок (мульк) как вакф сельской мечети75.
Клятвы были действенным механизмом в адыгском судопроизводстве, поскольку, как отмечал Л.Я.Люлье, адыги после присяги на Коране редко давали ложные показания.
“Каждый адыг заботился о сохранении чести и достоинства своего рода.
Человек, солгавший во время присяги, подвергался всеобщему осуждению".
Человека, солгавшего на присяге, адыги называли таапсе76.
Во-вторых, развитие ислама на Северном Кавказе повлияло на то, что наряду с авторитетными общинными лидерами, старейшинами в состав адатного суда стали входить уважаемые исламские лидеры, иногда даже и кадий77.
Наконец, в процедуру традиционного адатного примирения, осуществляемого во время урегулирования дел, связанных с убийством или ранением, стал включаться намаз, проводимый муллою или эфенди либо в доме потерпевшего, либо на могиле убитого.
88 ,4Клапрот 10.
Путешествие...
С.252.
7 3Бобровников В О.
Мусульмане Северного Кавказа.
М., 2002, С.
76Люлъе ЛЯ.
Черкесия...
С.
46.
77Азсшатоя К.Г., Хутуеа ХМ..
Мисост Лбасв !! Общественно-политические взгляды.
Нальчик, 1980.
С.
57.

[Back]