Проверяемый текст
Колганов, Александр Александрович; Влияние деятельности транснациональных корпораций на экономический рост в национальной экономике (Диссертация 2008)
[стр. 129]

• степень, с которой местная конкуренция за инвестиции увеличивает или уменьшает искажения в экономической политике принимающей страны.
В тех случаях, когда ПИИ1вызывают рост производительности труда в отрасли, возникают опасения по поводу сохранности уровня занятости.
ПИИ стимулируют рост производительности труда, но, поскольку параллельно с этим, как правило, увеличивается объем производства, занятость удается удерживать на стабильном уровне.

Нередко критика обрушивается на другой тип прямых иностранных инвестиций — инвестиций, совершаемых ради снижения производственных издержек.
Однако можно утверждать, что инвестиции этого рода положительно влияют не только на производительность и объем производства, но и на занятость и никак не угрожают спокойствию местных компаний, коль скоро основная цель такого рода вложений — производить товары на экспорт.
В ряде случаев благодаря таким инвестициям в странах возникают целые новые отрасли с большим количеством рабочих мест, которые иначе вряд ли появились бы в обозримой перспективе.

Впрочем, хотя, с одной стороны, экспортно-ориентированные инвестиции
не представляют опасности для локальных компаний, с другой — такие вложения обычно меньше воздействуют на смежные отрасли, чем инвестиции, сделанные ради расширения рынков сбыта.
В последнем случае иностранные компании, как правило, выстраивают в стране полную цепочку создания стоимости.

Появление новых игроков обостряет конкуренцию в отраслях, прходится снижать издержки и увеличивать производительность.
Если же иностранные инвесторы предполагают разместить в стране, лишь одно звено цепочки создания стоимости, воздействие на поставщиков обычно бывает гораздо более скромным.

129
[стр. 122]

потребители, как правило, разобщены и оказывают куда меныпее влияние на ■политику и общественное мнение, чем, например, местные производители.
В то же время очевидно, что с приходом новых конкурентов большинство местных компаний оказывается перед выбором: повысить производительность или закрыться.
За счет своего капитала, технологий и управленческих навыков иностранные компании быстро поднимают производительность отрасли в целом, из-за этого падают цены, снижается рентабельность и местные компании нередко теряют свою долю рынка.
Когда в Мексику пришел американский розничный гигант \Val-Mart, на внутреннем рынке обострилась конкуренция и местным компаниям пришлось внедрять самые современные управленческие технологии, чтобы не отстать от нового лидера.
В результате выросла производительность отрасли, но одновременно снизилась и норма прибыли, что больно ударило по местным компаниям, и некоторые из них разорились.
Такая же ситуация была отмечена и в Бразилии.
В России ситуация с розничной торговлей несколько иная: иностранные розничные сети «Ашан» и «Метро» заняли свою нишу на рынке и привлекли огромное количество покупателей, однако общего снижения цен на потребительские товары это не вызвало.
Кроме того, в основном эти сети сконцентрированы в крупных городах и практически не охватывают удаленные от Москвы регионы.
В тех случаях, когда ПИИ вызывают рост производительности труда в отрасли, возникают опасения по поводу сохранности уровня занятости.
Но хотя в двух описанных выше примерах рост занятости в отрасли замедлялся по мере распространения более производительных форматов торговли, в большинстве случаев приход иностранных инвесторов если и влиял на занятость, то только положительно.
Безусловно, ПИИ стимулируют рост производительности труда, но, поскольку, параллельно с этим, как правило, увеличивается объем производства, занятость удается удерживать на стабильном уровне.
Так, после появления иностранных автоконцернов в Китае и производительность труда, и объем производства стали расти на 30% в год, поэтому занятость не только не 122

[стр.,123]

снизилась, но даже увеличилась.
Характерен и пример индийской автомобильной промышленности.
До начала 1980-х годов на защищенном внутреннем рынке господствовали две малоэффективные компании — Hindustan Motors (НМ) и PAL.
Они предлагали всего две модели, сделанные в соответствии с «лучшими» разработками 1960-х годов по цене 20 000 долларов.
В 1983 г.
правительство Индии разрешило японской Suzuki создать совместное предприятие (СП) с государственным предприятием Maruti Udyog.
Уже через несколько лет па рынке было представлено восемь моделей легковых автомобилей, причем качество продукции всех производителей — в том числе НМ и PAL — существенно улучшилось.
В начале 90-х годов правительство резко подняло импортные барьеры.
Эта мера привела к тому, что на рынке появилось еще 12 иностранных компаний, a PAL пришлось уйти, но производительность отрасли начала расти невероятными темпами.
Сегодня в Индии продается не меньше 30 моделей и цены во всех сегментах стабильно снижаются на 8—10% в год.
В результате значительно вырос внутренний спрос и сама отрасль.
Нередко критика обрушивается на другой тип прямых иностранных инвестиций — инвестиций, совершаемых ради снижения производственных издержек.
Однако можно утверждать, что инвестиции этого рода положительно влияют не только на производительность и объем производства, но и на занятость и никак не угрожают спокойствию местных компаний, коль скоро основная цель такого рода вложений — производить товары на экспорт.
В ряде случаев благодаря таким инвестициям в странах возникают целые новые отрасли с большим количеством рабочих мест, которые иначе вряд ли появились бы в обозримой перспективе.

Два самых характерных примера — производство бытовой электроники в Мексике и аутсорсинг бизнес-процессов в Индии.
В обоих случаях иностранные компании, в основном обслуживавшие рынок США, разместили часть производства в странах с дешевой рабочей силой и тем самым основали в них новые быстрорастущие отрасли.
В Индии 123

[стр.,124]

была создана огромная отрасль программного обеспечения и аутсорсинга бизнес-процессов с годовым оборотом 10 млрд.
долл, и 500 тыс.
занятых.
По некоторым прогнозам, к 2008 г.
в этих отраслях будут работать 2 млн.
человек, то есть занятость вырастет в четыре раза.
В Мексике на заводах американских компаний, расположенных вдоль границы с США, на сборке бытовой электроники трудится более миллиона человек.
В Китае глобальные компании стали катализатором развития отрасли бытовой электроники, в которой сейчас также занято около миллиона человек.
Все эти факторы — неконфликтность и возможность создания новых отраслей — объясняют, почему политики и чиновники в развивающихся странах выражают заинтересованность в привлечении прежде всего экспортно-ориентированных ПИИ.
Впрочем, хотя, с одной стороны, экспортно-ориентированные инвестиции
нс представляют опасности для локальных компаний, с другой — такие вложения обычно меньше воздействуют на смежные отрасли, чем инвестиции, сделанные ради расширения рынков сбыта.
В последнем случае иностранные компании, как правило, выстраивают в стране полную цепочку создания стоимости.

Так, в Мексике благодаря иностранным инвесторам заметно выросла производительность пищевой промышленности и дистрибуции — отраслей, обеспечивающих розничную торговлю.
Появление новых игроков обострило конкуренцию в этих отраслях, им пришлось снижать издержки и увеличивать производительность.
Если же иностранные инвесторы предполагают разместить в стране лишь одно звено цепочки создания стоимости, воздействие на поставщиков обычно бывает гораздо более скромным.

Исключением из этого правила стали лишь несколько регионов, которые смогли завоевать положение глобальной производственной базы ключевых комплектующих.
Так, Китай за последние годы превратился в ведущего мирового производителя целого ряда электронных компонентов.
Мексика же, напротив, в основном специализируется на сборке конечной продукции из комплектующих, 124

[Back]