мир наших целесообразных действий и поступков (в значении ориентации на достижение цели). С субъективным миром мы находимся в экспрессивных (эмоциональных) отношениях, допускающих выражение нашего внутреннего мира. С социальным миром человек связан нормативными отношениями, что по Хабермасу, означает существование неких легитимных критериев его поступков и высказываний в ситуациях социального взаимодействия (100, с.307-344). Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия. История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры от научных до криминальных. В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка "норма" правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др,). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции их деятельности, поведения, отношений, официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или |
342) социального мира с его нормами и оценками; 3) субъективного мира чувств людей, их надежд и т.п.. Объективный мир это мир наших целесообразных действий и поступков (в значении ориентации на достижение цели). С субъективным миром мы находимся в экспрессивных (эмоциональных) отношениях, допускающих выражение нашего внутреннего мира. С социальным миром человек связан нормативными отношениями, что по Хабермасу, означает существование неких легитимных критериев его поступков и высказываний в ситуациях социального взаимодействия (100, с.307-344). Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия. История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и-жизни вообще. Нормы являются тем механизмОхМ, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры от научных до криминальных. В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным: В переводе с латинского язьпса «норма» правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допусти-. мого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа,.организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции их деятельности, поведения, отношений, официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложив |