ным идеалам; б) вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный характер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и личностные особенности. Инвариативная и вариативная часть не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебных планах обозначенных школ выделяются три основных вида учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовоядро общего среднего образования; обязательные занятия по выборуучащихся', факультативные занятия. В связи с данными позициями автором диссертационного исследования и учителями-предметниками (учитель музыки, изобразительного искусства, учителем русского языка и литературы) была разработана авторская технология организации общения с художественными произведениями, которая в рамках факультативных занятий была реализована на уроках искусства. Простейшими элементами, стержневыми позициями технологии выступают следующие положения: нахождение контрастов или сопоставлений в художественном произведении, нарушений нормы, выраженных через контрасты линий, объемов, фактуры, пластики, жеста, ритма, цветовых акцентов, мелодий, композиционных построений и т.д. Особое внимание необходимо направить на постижепие эмоциональных (интонационных) контрастов, которые являются интегрирующими и проявляются через весь комплекс средств. Первый этап восприятия является своеобразной остановкой внимания и удивления и сопровождается возникновением вопроса у подростков. Основное действие на этом этапе наблюдение и поиск. Педагогический вопрос или задание направляют внимание подростка на особенности произведения: «Что необычного нашли в этом произведении, что вас удивляет, шокирует; что непривычно?» «Каким приемом пользуется автор, контрастом или сопоставлением? А зачем?» От внешней формы восприятие следует во внутренние пласты, пытаясь постичь смысл; второй этап сопровождается интонационным прочувствованным знаком, осознанием их взаимодействия, «логики сцепления эмоций», структурирования. Основные действия на этом этапе: эмпатия, толерантность, чувственное воспри135 |
тельности педагога, важно выделить собственно образовательный слой этой работы. Содержание педагогической поддержки условно сводится к двум основным актам: помощь воспитаннику в формулировании своей проблемы; разработка вместе с учеником стратегии деятельности но её решению. Для того чтобы это состоялось, педагог должен направить свои усилия на определение типа затруднения в учении или социальном поведении воспитанников, а также изучить их индивидуальные особенности. Психологическая поддержка принимается воспитанником, становится импульсом к активной внутренней работе над собой только в том случае, если между ним и педагогом возникают доверительное общение, кооперация, сотрудничество, договор. Таким образом, главной задачей психолого-педагогической поддержки подростков можно определить создание условий для взращивания индивидуальности через психотехническую и социотехническую работу с воспитанником. Основная функция психологической поддержки выражается в помощи ученику в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации. Технология организации общения с художественными произведениями Автором диссертационного исследования и учителями-предметниками (учитель музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы) была разработана авторская технология организации общения, с художественными произведениями. Простейшими элементами, стержневыми позициями технологии выступают следующие положения: нахождение контрастов или сопоставлений в художественном произведении, нарушений нормы, выраженных через контрасты линий, объемов, фактуры, пластики, жеста, ритма, цветовых акцентов, мелодий, композиционных построений и т.д. Особое внимание необходимо направить на постижение эмоциональных (интонационных) контрастов, которые являются интегрирующими и проявляются через весь комплекс средств. Первый этап восприятия является своеобразной остановкой внимания и удивления и сопровождается возникновением вопроса у подростков. Основное действие па этом этапе наблюдение и поиск. Педагогический вопрос или задание 128 направляют внимание подростка на особенности произведения: «Что необычного нашли в этом произведении, что вас удивляет, шокирует; что непривычно?» «Каким приемом пользуется автор, контрастом или сопоставлением? А зачем?» От внешней формы восприятие следует во внутренние пласты, пытаясь постичь смысл; второй этап сопровоэ/сдается интонационным прочувствованным знаком, осознанием га взаимодействия, «логики сцепления эмоций», структурирования. Основные действия на этом этапе: эмпатия, толерантность, чувственное восприятие через включение механизма синестезии, интуитивное постижение, идентификация. Направляющие педагогические вопросы: «Какие интонации вы слышите в жесте, в мелодии и т.п.? Переведите настроение мелодии на язык жеста. Какой «вес» у мелодии, походка, цвет, плотность, вкус, запах? Повторите жест или пластику персонажей, какие чувства они передают? Как между собой соотносятся образы, в каких взаимоотношениях находятся? » и др. Этот этап сопровождается возникновением ассоциаций, аналогий, которые помогают связать в единое целое, казалось бы, разрозненные элементы, найти связь с жизнью; третий этап: «развеществление символики», всматривание художественные детали, эмблемы, аллегории, приметы, осуществление переноса значений, соотнесение частей и целого, «улавливание» авторских ассоциаций. Основное действие: погружение через активное восприятие, синтез и осмысление рациональных приемов автора. «Как органы относятся ко всему организму, гак и деталь к целому». Вопрос-задание: «Есть ли в произведении приметы, символы? Что они напоминают, на что похожи? Зачем использует их автор?»; четвертый этап: отделение интонации автора от интонации образов, прочувствование и осознание авторской позиции. Вопросы: «Автор говорит в произведении о себе или смотрит на мир со стороны? Характер произведения исповедальный или отстраненный, дистанционный? Какое отношение к героям произведения у автора? Почувствуйте его интонацию. Как определили, что делает автор: наблюдает, смеется, любуется или размышляет?» Подростки интегрируют интуитивные, подсознательные ощущения, соотносят, «выверяют» личные ассоциации с авторскими знаками, осознают ком129 |