Описанная технология стержень, который в структуре урока искусства возникает как ориентир для различных форм организации общения с искусством. Все творчески задания и игровые ситуации, так или иначе будут являться вариантами технологии. Основные методические пргтгщпы использования технологии: опора в общении с искусством на художественно-образную информацию; опора на принцип интегрированного использования различных видов искусств; деятсльнопракгический подход к каждой теме урока и, особенно, в освоении законов искусства, его языка; формирование понятий путем накопления зрительного, слухов: го, кинестетического опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, через исследовательский метод: опора во всех формах общения с искусством на принципы художественной педагогики: целостность, образность, интонациошгость, ассоциативность, импровизациоииость (JI. Горюнова), что проявляется: в построении урока-образа; в форме ведения урока и способе общения с подростками; в особой интонационной атмосфере; в организации восприятия художественных произведений и любых формах проживания образа. Условно данную технологию можно разделить на два процесса: 1) объективный, направлениями на освоение «алгоритма» искусства и состоящий из оперативных действий. Он является механизмом настройки на внешний мир, на художественные явления; 2) субъективный, направленный на тренировку чувственной сферы подростка, на формирование личностного отношения и творческого своеобразии в решении задач. Разделение это условно, на обоих этапах тренируются художественные и духовные способности целостно, обе части технологии «работают» одновременно. Технология как система методических приемов включает в себя способы деятельности подростков и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя (в нашем случае учителя музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы): интонационный анализ художественных произведений; наблюдения и сравнения; метод игры, драматизации, театрализации; метод художественного моделирования (создания композиций); метод художественного контекста; художественного тренинга; организации диалогов разных уровней (автор-реципиент, под138 |
воспитания, заключающееся в том, что: разработана модель совместной деятельности педагогов школы и родителей по коррекции агрессивного поведения подростков; выявлены и обоснованы педагогические условия реализации модели совместной деятельности педагогов школы и родителей по коррекции агрессивного поведения подростков; выявлены сущность и специфика совместной деятельности классного руководителя, учителя-предметника, педагога-психолога и родителей (целенаправленность, мотивированность, структурированность и др.) как коллективного субъекта процесса коррекции агрессивного поведения подростков на каждом из этапов (подготовительный, концептуально-содержательный, технологический, реализационный, оценочнорезультативный). Практическая значимость исследования: внедрена модель совместной деятельности педагогов школы и родителей по коррекции агрессивного поведения подростков в практику средних общеобразовательных школ № 263 (Отрадное), № 773 (Печатники), ГОУ Центр развитая творчества детей и юношества «Радужный» г. Москвы; разработанное учебное пособие «Технологическое обеспечение процесса коррекции агрессивного поведения подростков в совместной деятельности педагогов школы и родителей», в котором раскрыта частная педагогическая технология общения с художественными произведениями, включающая в себя способы деятельности подростков и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя (в нашем случае учителя музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы): интонационный анализ художественных произведений; наблюдения и сравнения; метод игры, драматизации, театрализации; метод художественного моделирования, метод художественного контекста; художественного тренинга и другие, используется в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных школ № 263 (Отрадное), № 773 (Печатники), ГОУ Центр развития творчества детей и юношества «Радужный» г. Москвы; разработанные программы тренингов исихолого-педагогической компетентности педагога, родителей в области коррекции агрессивного поведения подростков, толерантности для подростков, их личностного роста, художественный тренинг II щества и освоение наиболее часто встречающихся сюжетов, отображающих жизнь этого общества. В рамках используемых частных технологий для проигрывания социально-значимых сюжетов важно использование определенных методов. В качестве примеров рассмотрим ряд методов, которые использовались в коррекционно-развивающей работе подростками: метод контраста и сопоставления, театрализации, состязательности, метод «коррекции через труд», патронажа, смены культурных доминант, репетиции поведения. Технология организации общения с художественными произведениями Просмотрим эту технологию в действии. Метод контраста и сопоставления один из самых эффективнейших, которым пользуется художник для донесения главной мысли, идеи. Но контраст не всегда надо искать в цвете. Иногда он выражается в противоположности психологических состояний, в различных эмоциях. На первый взгляд, в картине К. Брюллова «Всадница» контраст цветовой: черное и белое. Но это только первое впечатление. Стоит внимательно присмотреться, и начинаешь понимать, что подлинный контраст между необузданной силой лошади, ее смятением и внешним спокойствием всадницы. Художник сталкивает мощь и хрупкость, он как бы ставит вопрос кто же сильнее? и тут же на него отвечает: спокойствие женщины, ее душевная уравновешенность обретают силу, заставляя разгоряченного копя подчиниться. Интонация художника восхищение, переданное через взгляд маленькой девочки. Восхищение автора относится не к внешнему виду персонажей (хотя и это тоже имеет место), а к внутренней силе этой «хрупкой» наездницы. Такое зрелище словно заворожило художника. Что же касается контраста черного и белого цвета, то это лишь средство для более тонкого противопоставления, оттенения двух разных начал, сил. Описанная технология стержень, который в структуре урока искусства возникает как ориентир для различных форм организации общения с искусством. Все творчески задания и игровые ситуации, так или иначе, будут являться вариантами технологии. Основные методические принципы использования технологии: опора в общении с искусством на художественно-образную информацию; опора на принцип интегрированного использования различных видов искусств; деятельно151 практический подход к каждой теме урока и, особенно, в освоении законов искусства, его языка; формирование понятий путем накопления зрительного, слухов: го, кинестетического опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, через исследовательский метод: опора во всех формах общения с искусством на принципы художественной педагогики: целостность, образность, интонационность, ассоциативность, импровизационность (Л. Горюнова), что проявляется: в построении урока-образа; в форме ведения урока и способе общения с подростками; в особой интонационной атмосфере; в организации восприятия художественных произведений и любых формах проживания образа. Условно данную технологию можно разделить на два процесса: 1) объективный, направлениями на освоение «алгори тма» искусства и состоящий из оперативных действий. Он является механизмом настройки на внешний мир, на художественные явления; 2) субъективный, направленный на тренировку чувственной сферы подростка, на формирование личностного отношения и творческого своеобразия в решении задач. Разделение что условно, на обоих этапах тренируются художественные и духовные способности целостно, обе части технологии «работают» одновременно. Технология как система методических приемов включает в себя способы деятельности подростков и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя (в нашем случае учителя музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы): интонационный анализ художественных произведений; наблюдения и сравнения; метод игры, драматизации, театрализации; метод художественного моделирования (создания композиций); метод художественного контекста; художественного зренинга; организации диалогов разных уровней (авторреципиент, подросток-одноклассник, автор-учитель-ученик, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и т.д.); метод творческих заданий; контраста и неожиданности (парадокса); метод обмена способностями. На всех этапах работы с подростками идет целостное проживание художественного произведения и выработка эстетической позиции. Подросток чувствует себя то в роли композитора, художника, писателя, то пробует силы как исполнитель (актер, певец, танцор), то занимает место слушателя, зрителя, читателя. 152 |