Проверяемый текст
Соломина, Лина Александровна; Совместная деятельность педагогов школы и родителей по коррекции агрессивного поведения подростков (Диссертация 2009)
[стр. 139]

росток-одноклассник, автор-учитель-ученик, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и т.д.); метод творческих заданий; контраста и неожиданности (парадокса); метод обмена способностями.
На всех этапах работы с подростками идет целостное проживание художественного произведения и выработка эстетической позиции.
Подросток чувствует себя то в роли композитора, художника, писателя, то пробует силы как исполнитель (актер, певец, танцор), то занимает место слушателя, зрителя, читателя.

Технологию работы по формированию эстетического отношения можно рассмотреть на примерах выполнения подростками творческих заданий,
уроков искусства (приложение 3), где обозначенные методы используются комплексно.
В качестве примера рассмотрим задание, направленное на представление о творческом своеобразии различных авторов при решении одной темы.
Цель: дать почувствовать подросткам интонационную природу музыки и поэзии, а также своеобразие интерпретаций одного текста.
Материал: «Горные вершины»
А.
Варламова, А.
Рубинштейна, С.
Танеева, картины с той же тематикой
I-I.
Рериха, А.
Куинджи.
«Вслушиваясь» в музыку и картины, подростки отчетливо ощущают различное настроение авторов, вызванное стихотворением М.
Лермонтова, отмечают ту интонацию, которую услышали композиторы в стихах.
По высказываниям школьников, для А.
Варламова главное тишина, колыбельные интонации в стихах, статика, легкое покачивание и дремота, «словно путник в дороге убаюкан монотонным скрипом колес и легким покачиванием дилижанса», «в этой же дремоте пребывают горы».
Подростки делают вывод, что главное в стихах М.
Лермонтова для А.
Варламова умиротворение.
По поводу музыки А.
Рубинштейна высказались, что композитору важнее «передать величественное зрелище», где «гора-исполин», «словно старец вздыхает и впадает в глубокий сон», «здесь главное величие, а композитор как бы со стороны зачарованно наблюдает за
жизныо гор».
Музыка С.
Танеева (полифония) полна движения, она «словно осторожная череда облаков, окутывающая вершины», «как будто легкие думы и сны витают над ними».
Из опыта реализации данной технологии на практике
в течении трех учебных лет необходимо отметить, что учитель должен формировать не «музыкальные уши», а «музыкальные души».
Художественная деятельность возникает лишь
то139
[стр. 152]

практический подход к каждой теме урока и, особенно, в освоении законов искусства, его языка; формирование понятий путем накопления зрительного, слухов: го, кинестетического опыта, через накопление ассоциаций, образных характеристик, чувственных ощущений, через исследовательский метод: опора во всех формах общения с искусством на принципы художественной педагогики: целостность, образность, интонационность, ассоциативность, импровизационность (Л.
Горюнова), что проявляется: в построении урока-образа; в форме ведения урока и способе общения с подростками; в особой интонационной атмосфере; в организации восприятия художественных произведений и любых формах проживания образа.
Условно данную технологию можно разделить на два процесса: 1) объективный, направлениями на освоение «алгори тма» искусства и состоящий из оперативных действий.
Он является механизмом настройки на внешний мир, на художественные явления; 2) субъективный, направленный на тренировку чувственной сферы подростка, на формирование личностного отношения и творческого своеобразия в решении задач.
Разделение что условно, на обоих этапах тренируются художественные и духовные способности целостно, обе части технологии «работают» одновременно.
Технология как система методических приемов включает в себя способы деятельности подростков и методы организации учебно-воспитательного процесса учителя (в нашем случае учителя музыки, изобразительного искусства, русского языка и литературы): интонационный анализ художественных произведений; наблюдения и сравнения; метод игры, драматизации, театрализации; метод художественного моделирования (создания композиций); метод художественного контекста; художественного зренинга; организации диалогов разных уровней (авторреципиент, подросток-одноклассник, автор-учитель-ученик, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и т.д.); метод творческих заданий; контраста и неожиданности (парадокса); метод обмена способностями.
На всех этапах работы с подростками идет целостное проживание художественного произведения и выработка эстетической позиции.
Подросток чувствует себя то в роли композитора, художника, писателя, то пробует силы как исполнитель (актер, певец, танцор), то занимает место слушателя, зрителя, читателя.

152

[стр.,153]

Технологию работы по формированию эстетического отношения можно рассмотреть на примерах выполнения подростками творческих заданий, художественного тренинга («увлекающие занятия») (Приложение 8), где обозначенные методы используются комплексно.
В качестве примера рассмотрим задание, направленное на представление о творческом своеобразии различных авторов при решении одной темы.
Цель: дать почувствовать подросткам интонационную природу музыки и поэзии, а также своеобразие интерпретаций одного текста.
Материал: «Горные вершины»
Л.
Варламова, А.
Рубинштейна, С.
Танеева, картины с той же тематикой
Н.
Рериха, А.
Куинджи.
«Вслушиваясь» в музыку и картины, подростки отчетливо ощущают различное настроение авторов, вызванное стихотворением М.
Лермонтова, отмечают ту интонацию, которую услышали композиторы в стихах.
По высказываниям школьников, для А.
Варламова главное тишина, колыбельные интонации в стихах, статика, легкое покачивание и дремота, «словно путник в дороге убаюкан монотонным скрипом колес и легким покачиванием дилижанса», «в этой же дремоте пребывают горы».
Подростки делают вывод, что главное в стихах М.
Лермонтова для А.
Варламова умиротворение.
По поводу музыки А.
Рубинштейна высказались, что композитору важнее «передать величественное зрелище», где «гораисполин», «словно старец вздыхает и впадает в глубокий сон», «здесь главное величие, а композитор как бы со стороны зачарованно наблюдает за
жизнью гор».
Музыка С.
Танеева (полифония) полна движения, она «словно осторожная череда облаков, окутывающая вершины», «как будто легкие думы и сны витают над ними».
Из опыта реализации данной технологии на практике
необходимо отметить, что учитель должен формировать не «музыкальные уши», а «музыкальные души».
Художественная деятельность возникает лишь
тогда, когда цель рисования или пения подростка становится сама по себе целью искусства: выразить свое отношение к жизни.
Нет отношения нет художественной деятельности.
Поэтому, самыми яркими диагностами качества урока искусства становятся: увлеченность подростка общением с художественными произведениями, потребность высказать собственное суждение о выслушанной музыке или увиденной картине, сделанной 153

[Back]