Проверяемый текст
Стрелкова, Татьяна Сергеевна; Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования подростково-молодежных граффити (Диссертация 2007)
[стр. 42]

«пацифистов», «панков», «хиппи» и других группировок альтернативной культуры.
Необходимо обозначить актуальность социокультурных, социологических, психолого-педагогических исследований молодежной субкультуры И.
П.
Башкатова [8], Ю.
А.
Клсйберга [59], И.
С.
Кона [65], А.
В.
Мудрика [105], Д.
И.
Сафина [129], Т.
Б.
Щепанской [161].
До настоящего времени современные граффити входят в область малоизученных явлений, причиной чего, видимо, является игнорирование учеными данного объекта, который воспринимался только с нормативно-эстетической точки зрения, как порча имущества, вредительство.
Изучение подобного вида общения являлось недостойным.
Соглашаясь с негативными оценками неформальных графических изображений и надписей с точки зрения нормативно-социальной, мы, тем не менее, считаем необходимым, проявлять к ним «гносеологическую толерантность», под которой понимается признание за данным явлением права быть объектом исследования.
Понятие граффити сложно и многообразно.
Граффити привлекали внимание фольклористов, лингвистов, антропологов, педагогов, психологов, социологов.
Анализ литературы позволил нам выделить несколько научных подходов к изучению
неформальных графических изображений и надписей: антропологический, гендерный, количественный, лингвистический, фольклористический, превентивный.
С позиций антропологического подхода граффити рассматриваются как источник информации о том или ином сообществе или этнической группе.
Так, В.

И.
Топоров анализирует граффити, посвященные Ксении Петербургской, надписи на стенах Ротонды в качестве петербургских текстов, в которых люди города выражают свои «мысли и чувства, свою память и желания, свои надежды и свои оценки» [146, С.
368].
Психолог П.
Ковальски рассматривает неформальные графические изображения и надписи школьников как средство социального конструирования реальности.
Она выделяет три функции граффити: магическую,
иитегративную и пространственную.
Предполагается, что императивные граффити (например, «Чтоб ты сдох») выполняют магическую функцию воздействия на действительность.

Графи42
[стр. 24]

из наиболее горячо обсуждаемых в прессе тем.
По мнению Бушнела, «...молодежные группировки, выпавшие из общества в результате собственного выбора и по причине невозможности разместиться в рамках официальных институтов, естественным образом создают свою собственную систему знаков и символов.
Они пишут граффити, потому что хотят заявить о себе обществу.
Но поскольку граффити выражают интересы контркультуры символику рока, западных кумиров и т.
д., они глубоко значимы для субкультурной молодежи, но неясны для всех остальных.
А это значит, что граффити — это арго, которое, как всякое арго, является языком маргинальной социальной группы» [119, С.224].
В среде молодежи, помимо субкультурных надписей и знаков, родилась еще одна форма граффити: стены современных городов украшают граффитиподписи и граффити-картины, продукт нового направления в молодежной культуре (Приложение 16).
Нанесение подобных граффити превратилось в ремесло с известным словарем форм и установленными правилами.
Распространение молодежного движения «хип-хоп» в начале 1980-х годов способствовало популяризации искусства граффити наряду с брейком и музыкой рэп.
Таково общее представление о граффити, истории его возникновения и развития.
Понятие граффити сложно и многообразно.
Граффити привлекали внимание фольклористов, лингвистов, антропологов, педагогов, психологов, социологов.
Анализ литературы позволил нам выделить несколько научных подходов к изучению
граффити: антропологический, гендерный, количественный, лингвистический, фольклористический, превентивный.
С позиций антропологического подхода граффити рассматриваются как источник информации о том или ином сообществе или этнической группе.
Так, В.Н.Топоров
анализирует граффити, посвященные Ксении Петербургской (.Блаженная Ксения Петербургская, похороненная на Смоленском кладбище, причислена к лику святы хТ.С.), надписи на стенах Ротонды в качестве петербургских текстов, в которых люди города выражают свои «мысли и чувства, 24

[стр.,25]

свою память ижелания, свои надежды и свои оценки» [88, С.368].
Т.Е.Щепанская, наряду с «включенным наблюдением», в качестве внутреннего источника о жизни «Системы» использует граффити Ротонды важного «тусовочного» локуса «неформальной» молодежи: «В Ротонде мы берем информацию в том виде, в каком она циркулирует в самой системе: символы или идеи непосредственно в процессе их функционирования» [106, С.45-46].
Д.Бушнелл определяет граффити как средство коммуникации молодежной субкультуры, посредством которого молодежные группировки, с одной стороны, осуществляют внутреннюю коммуникацию, с другой создают коммуникативный барьер между собственным сообществом и остальным миром [19].
Психолог П.Ковальски рассматривает граффити школьников как средство социального конструирования реальности.
Она выделяет три функции граффити: магическую,
интегративную и пространственную.
Предполагается, что императивные граффити (например, «Чтоб ты сдох») выполняют магическую функцию воздействия на действительность.

Граффити, нарушающие социальное табу, и эзотерические символы, недоступные пониманию чужака, являются одним из факторов, интегрирующих сообщество и обозначающих его границы.
Граффити также выполняют функцию освоения и организации городского пространства [137].
ДЛей и Р.Цибривски в психолого-педагогическом исследовании рассматривают граффити молодежных группировок как территориальные знаки, помечающие контролируемое пространство [141].
Объектом внимания Р.Лахманна является субкультура авторов граффити нью-йоркского метро [138].
Нанесение граффити рассматривается им как один из девиантных путей социального самоутверждения.
В рамках гендерного подхода изучается отдельный жанр граффити так называемые latrinalia надписи в общественных туалетах, где анонимность и отсутствие наблюдателей создают благоприятные условия «...выражению некоторых чувств, для чего неприемлемы практически все остальные средства массовой информации и коммуникативные ситуации» [130, С.46].
Увеличение 25

[Back]