ческие изображения и надписи, нарушающие социальное табу, и эзотерические символы, недоступные пониманию чужака, являются одним из факторов, интегрирующих сообщество и обозначающих его границы. Граффити также выполняют функцию освоени [189]. Д. Лей и Р. Цибривски в психолого-педагогическом исследовании рассматривают граффити молодежных группировок как территориальные знаки, помечающие контролируемое пространство [192]. Объектом внимания Р. Лахманна является субкультура авторов графических изображений и надписей ныо-йоркского метро [190]. Нанесенис граффити рассматривается им как один из девиантных путей социального самоутверждения. В рамках гендерного подхода изучается отдельный жанр граффити так называемые latrinaliaнадписи в общественных туалетах, где анонимность и отсутствие наблюдателей создают благоприятные условия «...выражению некоторых чувств, для чего неприемлемы практически все остальные средства массовой информации и коммуникативные ситуации» [172, С. 46]. Для сравнения тематического содержания женских и мужских граффити исследователи, как правило, оперируют произвольно выбранными тематическими категориями. После того как произведена тематическая классификация, подсчитывается количество графических изображений и надписей в каждой категории и таким образом определяется популярность той или иной темы среди мужчин и женщин. Е. М. Брунер и Дж. П. Келсо предполагают, в частности, что для мужского и женского дискурсов характерны различные коммуникативные формулы [175]. Количественный подход часто применяют для выявления социальных и политических ориентации разных групп населения [180], а также в рамках гендерных исследований. Большинство исследователей располагают статистическими данными, согласно которым мужчины значительно превосходят женщин в нанесении граффити, и предлагают различные интерпретации данного факта. Предполагается, в частности, что женщины менее склонны нарушать нормы морали, что удерживает их от писания на стенах [185]. Одно из наиболее интересных лингвистических исследований было сделано на материале графических изображений и надписей американцев мексиканского происхождения, которые сопровождают граффити-подписи формулой «соп safos» для защиты своего имени. В статье рассматриваются аспекты употребления фор43 |
свою память ижелания, свои надежды и свои оценки» [88, С.368]. Т.Е.Щепанская, наряду с «включенным наблюдением», в качестве внутреннего источника о жизни «Системы» использует граффити Ротонды важного «тусовочного» локуса «неформальной» молодежи: «В Ротонде мы берем информацию в том виде, в каком она циркулирует в самой системе: символы или идеи непосредственно в процессе их функционирования» [106, С.45-46]. Д.Бушнелл определяет граффити как средство коммуникации молодежной субкультуры, посредством которого молодежные группировки, с одной стороны, осуществляют внутреннюю коммуникацию, с другой создают коммуникативный барьер между собственным сообществом и остальным миром [19]. Психолог П.Ковальски рассматривает граффити школьников как средство социального конструирования реальности. Она выделяет три функции граффити: магическую, интегративную и пространственную. Предполагается, что императивные граффити (например, «Чтоб ты сдох») выполняют магическую функцию воздействия на действительность. Граффити, нарушающие социальное табу, и эзотерические символы, недоступные пониманию чужака, являются одним из факторов, интегрирующих сообщество и обозначающих его границы. Граффити также выполняют функцию освоения и организации городского пространства [137]. ДЛей и Р.Цибривски в психолого-педагогическом исследовании рассматривают граффити молодежных группировок как территориальные знаки, помечающие контролируемое пространство [141]. Объектом внимания Р.Лахманна является субкультура авторов граффити нью-йоркского метро [138]. Нанесение граффити рассматривается им как один из девиантных путей социального самоутверждения. В рамках гендерного подхода изучается отдельный жанр граффити так называемые latrinalia надписи в общественных туалетах, где анонимность и отсутствие наблюдателей создают благоприятные условия «...выражению некоторых чувств, для чего неприемлемы практически все остальные средства массовой информации и коммуникативные ситуации» [130, С.46]. Увеличение 25 количества гендерных исследований граффити приходится на конец 1960 начало 1980-х годов, когда была написана большая часть работ в этой области. Психологи Н. Лукка и А.Пачеко считают, что при анализе latrinalia можно без труда определить пол авторов, что позволяет сравнивать надписи, принадлежащие женщинам и мужчинам на предмет гендерных различий в содержании и/или в количестве граффити [143]. Для сравнения тематического содержания женских и мужских граффити исследователи, как правило, оперируют произвольно выбранными тематическими категориями. После того как произведена тематическая классификация, подсчитывается количество граффити в каждой категории и таким образом определяется популярность той или иной темы среди мужчин и женщин. Е.М.Брунер и Дж.П.Келсо предполагают, в частности, что для мужского и женского дискурсов характерны различные коммуникативные формулы [118]. Количественный подход часто применяют для выявления социальных и политических ориентаций разных групп населения [130], [159], [161], а также в рамках гендерных исследований. Большинство исследователей располагают статистическими данными, согласно которым мужчины значительно превосходят женщин в нанесении граффити, и предлагают различные интерпретации данного факта. Предполагается, в частности, что женщины менее склонны нарушать нормы морали, что удерживает их от писания на стенах [133]. Другие исследователи связывают отсутствие граффити с фактом курения в женских туалетах, что, по их мнению, выступает заменителем граффити [139]. Одно из наиболее интересных лингвистических исследований было сделано на материале граффити американцев мексиканского происхождения, которые сопровождают граффити-подписи формулой «con safos» для защиты своего имени. В статье рассматриваются аспекты употребления формулы «con safos» в мексико-американском сообществе [132]. В работе М.И.Гуарамиа дается лингвистический анализ немецких граффити. Автор рассматривает экстрапингвистическую ситуацию, способствую26 рисунки, покрывающие стены и вагоныпоездов целиком [1, С.46-47]. В зарубежных исследованиях наиболее разработанными являются следующие классификации: Топографическая классификация E.JI. Эйбл и Б.Л. Бакли включает в себя: 1) публичные граффити. Они охватывают внешние стороны зданий, заборы, деревья, метро. Эти надписи и рисунки используются, как правило, в целях утверждения групповой идентичности; 2) личные граффити их можно обнаружить внутри зданий. К ним относят граффити в туалетах, на стенах общественных мест, партах и т.п. Эти надписичаще всего являются выражением личностных установок, эмоциональных состояний иливнутриличностныхконфликтов [111]. Содержательно-локальная классификация М. Кокорефф представлена тремя видами городских надписей: 1) содержательные граффити — надписи, содержащие эксплицитное сообщение разнообразной тематики; 2)разрушающие граффити. Они появляются преимущественно на рекламных пакетах и стендах. Это знаки, нарушающие целостность и изменяющие содержание официального сообщения или образа. К ним относятся подрисованные усы и клыки, раскрашенные глаза, стертые или приписанные буквы и т.д.; 3) надписи, сделанные в стиле «хип-хоп». Они соответственно принадлежат к подростковой субкультуре «хип-хоп», которая появилась в начале 1970-х гг. в Нью-Йорке и включает в себя музыку рэп, брейкдансинг и настенную живопись [135]. А.Дандес предложил провести принципиальное топографическое деление между публичными граффити и latrinalia надписями в общественных туалетах, где анонимность и отсутствие наблюдателей создают благоприятные условия «...выражению некоторых чувств, для чего неприемлемы практически все остальные средства массовой информации и коммуникативные ситуации» [123]. Latrinalia, в свою очередь, в зависимости от пола их авторов, часто подразделяются на мужские и женские граффити, что, как указано выше, актуально в рамках гендерных исследований. В исследовании Р.Блума существует даже попытка классифицировать |