свое отношение к миру, прежде всего протест, что снимает психическое напряжение, выступает средством сублимации негативных эмоций; 2) желание самоутвердиться в группе, в котором часто присутствует элемент агрессии [120, С. 39]. М. К. Оплер подчеркивает', что «избыток грубых граффити в нашем обществе отражает наши собственные социальные проблемы» [197]. Многие авторы отмечают, что граффити выступают средством «оставить свой след» в мире, то есть выражают стремление к достижению идентичности [132]. Результаты исследования показывают, что систематическое написание граффити прямо связано с социальным взаимодействием людей. Неформальные графические изображения и надписи в известной степени возникают из-за жажды признания и выступают субкультурным элементом, находящимся в оппозиции к доминирующей культуре. Понимание того, что граффити существуют не в «вакууме», а в неразрывной связи с ценностями официальной культуры и в значительной степени определяются ими, самый главный вывод этой работы [190, С. 233]. С позиций основных направлений психологической науки феномен предстает в разных ракурсах. Для классической психологии неформальные графические изображения и надписи явление, связанное с рядом неудовлетворенных потребностей индивида, вызванное сублимацией либидозных влечений (психоанализ), выступающее как следствие механизмов подражания и социального научения (бихевиоризм) или неотреагированных в прошлом эмоций и чувств (гештальтпсихология), как особого рода деятельность, антиобщественная по своему характеру (марксистская психология). С точки зрения неклассической, психологии изобразительная деятельность авторов граффити выступает средством личностного и группового самовыражения и самоактуализации, что способствует личностному росту и раскрытию творческого потенциала индивидов. Рассмотрим несколько теорий, существующих в рамках превентивного подхода. Согласно психологической теории субъективного контроля В. Оллена и Д. Гринбергера, нанесение граффити является попыткой личности восстановить нарушенное кем-то ощущение контроля над ситуацией и средой [172]. Рассматривая неформальные 1рафические изображения и надписи в студенческих общежитиях одного из университетов Индии, Р. Рубек и Р. Патнаик установили, что в обще46 |
посредством них происходит репрезентация себя или объекта страха. Действие граффити обладает терапевтическим эффектом, так как «вспоминается» вытесненный сюжет, определяемый в качестве маргинального в рамках существующих социальных норм. Авторы рассматривают современные настенные надписи как часть процесса социализации подростков и молодежи [16]. С.В. Киселев утверждает, что граффити «...суть проявления ритуалов, выражающих через свой мета-язык иррациональные влечения, вводимые в общее информационное поле через сакральное приобщение к предмету психоаналитических реминисценций» [37, С.115]. По его мнению, граффити соотносятся одновременно с формами знаковых сообщений в контексте культурноисторического развития и с универсалиями массовых стереотипов социальнобытового характера. В.Седнев считает, что граффити представляют собой аналог архаических, филогенетически ранних поведенческих реакций, свойственных животным (например, пометка территории). Высвобождение подобных импульсов особенно легко происходит в подростковом возрасте [75]. А.С. Скороходова относит граффити к одной из форм человеческой деструктивности [76]. Она предлагает классификацию мотивов, побуждающих к созданию граффити, на основании изучения ценностей субкультур авторов граффити и содержательных классификаций надписей и рисунков. В современной западной психолого-педагогической науке проблема граффити получила более глубокую концептуальную разработку. С позиций основных направлений психологии феномен граффити предстает в разных ракурсах. С точки зрения неклассической психологии изобразительная деятельность авторов граффити выступает средством личностного и группового самовыражения и самоактуализации, что способствует личностному росту ираскрытиютворческого потенциала индивидов[10]. Для классической психологии граффити явление, связанное с рядом неудовлетворенных потребностей индивида, вызванное сублимацией либидозных 29 влечений (психоанализ), выступающее как следствие механизмов подражания и социального научения (бихевиоризм) или неотреагированных в прошлом эмоций и чувств (гештальтпсихология), как особого рода деятельность, антиобщественная по своему характеру (марксистская психология). P.M. Барон, Дж.Фишер [114] и С.Коэн [121] считают, что граффити как одна из форм вандализма в большинстве своем не бессмысленный акт агрессии, а сложное социальное явление, которое имеет тесную связь с реальной социальной действительностью, что это сигнал, предупреждающий общество о том, что в его социальных нормах и системе имеются отклонения, которые необходимо устранить. Г. Шпрангер утверждает, что особую значимость эта проблема приобретает в государствах, переживающих экономический кризис [103] . Отсюда следует, что граффити как вандализм не просто социальное отклонение, которое нельзя ограничить лишь типом делинквентности или личностной проблемой. Это проявление того, что общество нездорово, в нем отсутствуют четкие нормы и правила. Рассмотрим несколько теорий, существующих в рамках превентивного подхода. Согласно психологической теории субъективного контроля В.Оллена и Д.Гринбергера, нанесение граффити является попыткой личности восстановить нарушенное кем-то ощущение контроля над ситуацией и средой [112]. Рассматривая граффити в студенческих общежитиях одного из университетов Индии, Р. Рубек и Р. Патнаик установили, что в общежитиях, на стенах которых обнаружено меньше граффити, знаков и объявлений, проживают индивиды, в большей степени убежденные в своей способности контролировать среду [156]. М. Шварц и Дж. Довидио, изучая связь личностных характеристик с граффити, использовали сходную характеристику локуса контроля, то есть степени, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий (интерналы) или управляемую внешними силами (экстер30 |