Проверяемый текст
Стрелкова, Татьяна Сергеевна; Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования подростково-молодежных граффити (Диссертация 2007)
[стр. 47]

житиях, па стенах которых обнаружено меньше граффити, знаков и объявлений, проживают индивиды, в большей степени убежденные в своей способности контролировать среду [202].
Исследуя уровень вандализма в студенческих общежитиях разного архитектурного
тина, Р.
Соммер сделал вывод о том, что там, где дизайн здания способствовал созданию у студентов ощущения визуального и личностного контроля над своей повседневной жизнью, надписи и рисунки не появлялись
[206].
Дж.
Фишер и Р.
Бэрон, авторы психологической модели субъективной несправедливости, трактуют граффити как месть за реальное или воображаемое нарушение правил.
Согласно этой психологической теории, глубинным мотивом разрушений является восстановление справедливости.
Разрушение предметов выступает как ответное нарушение правил, а именно правила неприкосновенности собственности
[172].
В рамках культурологической теории социологом К.
Ношисом высказывается предположение о влиянии на явление
неформальных графических изображений и надписей как формы вандализма культурных доминант [196].
Исследователь утверждает, что уровень вандализма в стране зависит от характера ценностей, формирующих идентичность представителей данной культуры
па протяжении многих веков.
Поэтому объяснение феномена может быть найдено в культурноисторических особенностях страны.

Как полагает К.
Ношис, граффити как поведение, несовместимое с традиционными ценностями, в Швейцарии оказывается неприемлемым.
Аналогично рассуждает и психолог Э.
Роос, который связывает увеличение проявлений вандализма с изменениями в одной из важнейших подсистем традиционной системы ценностей
[201].
Он полагает, что рост подросткового вандализма в большинстве западных стран вызван глобальными изменениями в сфере трудовой этики.
На смену протестантской этике, которая утверждала, что
человек обретает свою сущность в самоотверженном труде, пришла инструментальная этика, провозглашающая главной ценностью отдых и связанные с ним удовольствия и развлечения.
Труд рассматривается только как средство, целью же является досуг.
Результатом кризиса пуританской этики стало распространение гедонистических ценностей.
Э.
Роос считает, что главным мотивом подросткового вандализма является именно гедонизм.
Поэтому он полагает, что «...акты вандализма, настенную
47
[стр. 31]

налы).
Они обнаружили, что те, кому свойственно оставлять надписи, чаще имеют экстернальный локус контроля, нежели те, кто не рисовал на стенах и партах [158].
Исследуя уровень вандализма в студенческих общежитиях разного архитектурного
типа, Р.
Соммер сделал вывод о том, что там, где дизайн здания способствовал созданию у студентов ощущения визуального и личностного контроля над своей повседневной жизнью, надписи и рисунки не появлялись
[162].
Дж.
Фишер и Р.
Бэрон, авторы психологической модели субъективной несправедливости, трактуют граффити как месть за реальное или воображаемое нарушение правил.
Согласно этой психологической теории, глубинным мотивом разрушений является восстановление справедливости.
Разрушение предметов выступает как ответное нарушение правил, а именно правила неприкосновенности собственности
[114].
В рамках культурологической теории социологом К.
Ношисом высказывается предположение о влиянии на явление
граффити как формы вандализма культурных доминант [146].
Исследователь утверждает, что уровень вандализма в стране зависит от характера ценностей, формирующих идентичность представителей данной культуры
на протяжении многих веков.
Поэтому объяснение феномена может быть найдено в культурно-исторических особенностях страны.

Например, утверждающееся в Швейцарии равенство физического и морального здоровья, ценность каждодневного труда по поддержанию чистоты сделали главными ценностями швейцарцев чистоту и порядок.
Поэтому, как полагает Ношис, граффити как поведение, несовместимое с традиционными ценностями, в Швейцарии оказывается неприемлемым.
Аналогично рассуждает и психолог Э.
Роос, который связывает увеличение проявлений вандализма с изменениями в одной из важнейших подсистем традиционной системы ценностей
[155].
Он полагает, что рост подросткового вандализма в большинстве западных стран вызван глобальными изменениями в сфере трудовой этики.
На смену протестантской этике, которая утверждала, что


[стр.,32]

человек обретает свою сущность в самоотверженном труде, пришла инструментальная этика, провозглашающая главной ценностью отдых и связанные с ним удовольствия и развлечения.
Труд рассматривается только как средство, целью же является досуг.
Результатом кризиса пуританской этики стало распространение гедонистических ценностей.
Э.Роос считает, что главным мотивом подросткового вандализма является именно гедонизм.
Поэтому он полагает, что «...акты вандализма, настенную
живопись следует понимать как разрушение источников запретов» [155].
Несмотря на разнообразие существующих концепций, все исследователи сходятся на определении граффити как средства коммуникации.
В качестве основополагающих черт граффити в этом отношении называют публичный и неофициальный характер явления.
По мнению исследователей современного городского фольклора, граффити как неофициальная формамассовой коммуникации находится за рамками социальных институтов и цензуры, является своего рода альтернативой официальному дискурсу [4].
В связи с этим отмечается, что места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило, маргинальные зоны городского пространства, скрытые за парадным фасадом города.
Отмечается также, что граффити легко нарушают эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения ит.д., в них содержатся разнообразные сообщения, изречения, символы, ругательства, в которых выражается склонность к девиантному поведению, снимается запрет на открытое выражение агрессии.
Содержание «идеальной» заборной надписи мыслится как нечто не просто «девиантное», но и претендующее на сокрушение самих основ «нормы».
О.Ю.
Трыкова настаивает на том, что содержание граффити это, как правило, вызов миру общепринятого, что граффити аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности [89].
И почти во всех концепциях утверждается, что с граффити чрезвычайно трудно бороться.
Анализ существующих научных подходов к определению понятия граффити позволил нам ввести понятие подростково-молодежного граффити.
В рамках на32

[Back]