Проверяемый текст
Стрелкова, Татьяна Сергеевна; Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования подростково-молодежных граффити (Диссертация 2007)
[стр. 49]

Буевой, социальная активность зависит от того, как относится человек к своей социальной деятельности, какую она для него имеет значимость [20].
Вслед за Э.
Фроммом мы считаем, что социальная активность как форма самореализации подростков и молодежи может быть как конструктивной (созидающей), так и деструктивной (разрушающей): «...важно не то, что активно производит субъект, а чем наполнена его активность»
[151, С.
558].
Соответственно в нашем исследовании педагогическая задача заключается в организации
профилактической деятельности субъектов образовательного процесса для направления негативной разрушающей активности подростков в позитивное русло.
С целью решения данной задачи мы считаем целесообразным, рассмотреть в исследовании классификации граффити, представленные в научной литературе.
Так, О.
Бочарова и Я.
Щукин делят все молодежные надписи на три класса, отличающиеся по тематике, сложности структуры и социокультурным функциям: 1) надписи, принадлежащие детям 7-12 лет: номинативные надписи, высказывания любовного и оскорбительного содержания; 2) граффити старших подростковых групп, в основном связанные с музыкальными вкусами, а также насыщенные сексуальными значениями, пониженной и нецензурной лексикой; 3) семантически и визуально сложные граффити, задействующие
значения когпркультуры и по происхождению связанные с 1раффитическим «бумом» на Западе в 60-х гг.
[18, С.
104].
В.
Седнев, изучив надписи и рисунки в общественном транспорте, выделил следующие типы граффити: 1) идентифицирующие надписи имена, клички, места жительства или учебы, дата или цель поездки; 2) асоциальные надписи нецензурные слова и символы; 3) символические граффити, которые представляют собой названия популярных музыкальных групп и исполнителей, а также наименования фирм, производящих обувь, одежду, аппаратуру
[131].
Мы ие согласны с данной классификацией, поскольку считаем, что последняя группа граффити па самом деле является разновидностью идентифицирующих надписей.
В.

И.
Руденко выделяет две большие группы политических граффити надписи и символы: «Учитывая, что граффити обезображивает фасады зданий, вообще внешний вид присутственных мест и уже в силу данного обстоятельства явление противоправное, неведомые художники стремятся испещрить стену или
за49
[стр. 33]

шего исследования «классический и неклассический подходы к изучению граффити» [10] принимались во внимание, однако акцент сделан на интегративный подход к изучению граффити с позиций гуманистической психологии и педагогики, который позволяет рассматривать подростково-молодежное граффити как целевое, мотивированное, социально-детерминированное, информационное, технологически многообразное средство социальной активности и самореализации молодежи, раскрывающее ее адаптивные склонности, возможности и устремления.
Как социальное явление активность характеристика социальной деятельности личности, выражение ее позиции, отношения к деятельности.
По мнению Л.П.Буевой, социальная активность зависит от того, как относится человек к своей социальной деятельности, какую она для него имеет значимость [18].
Вслед за Э.Фроммом мы считаем, что социальная активность как форма самореализации подростков и молодежи может быть как конструктивной (созидающей), так и деструктивной (разрушающей): «...важно не то, что активно производитсубъект, а чем наполненаего активность»
[110, С.558].
Соответственно в нашем исследовании педагогическая задача заключается в организации
методических условий и использовании технологий для направления негативной разрушающей активности подростков и молодежи в позитивное русло.
С целью решения данной задачи мы считаем целесообразным рассмотреть в исследовании классификации граффити, представленные в научной литературе.
Так, О.Бочарова и Я.Щукин делят все молодежные надписи на три класса, отличающиеся по тематике, сложности структуры и социокультурным функциям: 1) надписи, принадлежащие детям 7-12 лет: номинативные надписи, высказывания любовного и оскорбительного содержания; 2) граффити старших подростковых групп, в основном связанные с музыкальными вкусами, а также насыщенные сексуальными значениями, пониженной и нецензурной лексикой; 3) семантически и визуально сложные граффити, задействующие
33

[стр.,34]

значения контркультуры и по происхождению связанные с граффитическим «бумом» наЗападе в 60-х гг.
[16, С.104].
В.Седнев, изучив надписи и рисунки в общественном транспорте, выделил следующие типы граффити: 1) идентифицирующие надписи имена, клички, места жительства или учебы, дата или цель поездки; 2) асоциальные надписи нецензурные слова и символы; 3) символические граффити, которые представляют собой названия популярных музыкальных групп и исполнителей, а также наименования фирм, производящих обувь, одежду, аппаратуру
[75].
Мы несогласны с данной классификацией, поскольку считаем, что последняя группа граффити на самом деле является разновидностью идентифицирующих надписей.
В.Н.

Руденко выделяет две большие группы политических граффити надписи и символы: «Учитывая, что граффити обезображивает фасады зданий, вообще внешний вид присутственных мест и уже в силу данного обстоятельства явление противоправное, неведомые художники стремятся испещрить стену или
забор достаточно быстро и скрыться.
Символ наиболее подходящ в данной ситуации.
Естественно, и надписи довольно лаконичны.
От ресурса времени, степени удаленности от оживленных, контролируемых органами мест, зависит и размер изображения» [74, С.51].
Исследователь выделяет типы политических граффити в зависимости от тематики и частоты встречаемости: анархистские; коммунистические и социалистические; фашистские; националистические и национал-патриотические; сепаратистские; прочие.
Художественные граффити представляют отдельную область исследований.
Субкультура авторов художественных граффити создала свою классификацию, принятую впоследствии также и исследователями этой традиции.
Так, А.Алексеев классифицирует граффити в зависимости от сложности исполнения: 1) тэги (tags) — имена и клички, названия криминальных групп, выполняющие функции пометки территории и идентификации; 2) «броски» (throw-up) слова и предложения, исполненные в более сложной технике; 3) «куски» (piece) сложные 34

[Back]