Проверяемый текст
Стрелкова, Татьяна Сергеевна; Социально-педагогические особенности возникновения, развития и функционирования подростково-молодежных граффити (Диссертация 2007)
[стр. 52]

вен.
С одной стороны, он отличается, как и всякое эмпирическое описание, неполнотой, с другой взаимопересечениями границ выделяемых групп.
Для того чтобы создать общее представление о том, чему бывают посвящены граффити, достаточно ограничиться простым перечнем наиболее распространенных тем, не претендующим на исчерпывающее классификационное значение, в противном случае, т.е.
при стремлении создать законченную тематическую типологию граффити, мы вынуждены будем смешать критерии классификации, тем самым разрушая ее изнутри.
Это неизбежно по нескольким причинам.
Во-первых, большая часть
неформальных графических изображений и надписей не имеет собственно темы, если понимать последнюю как эмпирическую сферу отнесенности предмета высказывания.
Это относится к надписям шуточного характера и «запискам», адресованным конкретным людям.
Можно ли.
например, сказать, что сентенция «Зайцева п...раска» посвящена сексуальным меньшинствам, а «Помой меня» (на пыльном багажнике машины) уходу за транспортным средством? Во-вторых,
но многих надписях за очевидной темой можно различить «сверхтему», понятную лишь человеку, владеющему определенным контекстом граффитийной коммуникации, причем именно вторая является существенной, тогда как первая служит скорее элементом формы.
В связи с этим, мы считаем целесообразным классифицировать граффити по степени
легитимности/нелсгитимноети.
К легитимным, то есть социально приемлемым
и позитивным для общества, мы относим конструктивные граффити.
Конструктивные графические изображения и надписи нанесены в разрешенных местах (специализированные стены, плакаты, транспаранты и т.д.) и выполняют' позитивные социальные функции: призывы к сохранению окружающей среды, позитивные лозунги, запреты на курение, оформительские рисунки.
К нелегитимным, то есть нарушающим нормы морали и права, мы относим деструктивные надписи и рисунки, которые нарушают представление о прекрасном, эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения, которые воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, «...что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости»
[62, С.
87].
Это граффити прецедентного характера в тетрадях и дневниках, на школьном имуществе и в общественных местах, на
архи52
[стр. 37]

интерьера или предшествующим граффити.
Смешанная классификация> предлагаемая Дж.М.Гэдсби [127], служит практическим целям общей ориентации в имеющемся материале и включает 1аtrinalia, публичные граффити, граффити-подписи и юмористические, а также исторические надписи (граффити предшествующих эпох), и народную эпиграфику (граффити, процарапанные или вырезанные на камне или дереве, в отличие от надписей эпохи маркеров и спреев).
Как видим, тематических классификаций современных граффити в научных исследованиях существует много.
Однако, на наш взгляд, природа данного социального явления такова, что подход, предполагающий сортировку надписей и рисунков по тематике, едва ли продуктивен.
С одной стороны, он отличается, как и всякое эмпирическое описание, неполнотой, с другой — взаимопересечениями границ выделяемых групп.
Для того чтобы создать общее представление о том, чему бывают посвящены граффити, достаточно ограничиться простым перечнем наиболее распространенных тем, не претендующим на исчерпывающее классификационное значение, в противном случае, т.
е.
при стремлении создать законченную тематическую типологию граффити, мы вынуждены будем смешать критерии классификации, тем самым разрушая ее изнутри.
Это неизбежно по нескольким причинам.
Во-первых, большая часть
граффити не имеет собственно темы, если понимать последнюю как эмпирическую сферу отнесенности предмета высказывания.
Это относится к надписям шуточного характера и «запискам», адресованным конкретным людям.
Можно ли, например, сказать, что сентенция «Зайцева — п...раска» посвящена сексуальным меньшинствам, а «Помой меня» (на пыльном багажнике машины) — уходу за транспортным средством? Во-вторых,
во многих надписях за очевидной темой можно различить «сверхтему», понятную лишь человеку, владеющему определенным контекстом граффитийной коммуникации, — причем именно вторая является существенной, тогда как первая служит скорее элементом формы.
37

[стр.,38]

В связи с этим, мы считаем целесообразным классифицировать граффити по степени легитимности/нелегитимности.
К легитимным, то есть социально приемлемым
для общества, мы относим конструктивные граффити.
В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение понятия конструктивный: «такой, который можно положить в основу чего-нибудь, плодотворный» [63, С.291].
Конструктивные граффити нанесены в разрешенных местах (специализированные стены, плакаты, транспаранты и т.д.) и выполняют позитивные социальные функции: призывы к сохранению окружающей среды, позитивные лозунги, запреты на курение, оформительские рисунки.
Положительные функции таких граффити были отмечены еще в Британской энциклопедии 1964 года [125].
К нелегитимным, то есть нарушающим нормы морали и права, мы относим деструктивные надписи и рисунки, которые нарушают представление о прекрасном, эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения, которые воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, «...что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости»
[38, С.87].
Это граффити прецедентного характера в тетрадях и дневниках, на школьном имуществе и в общественных местах, на
архитектурных памятниках истории и культуры.
Разграничение понятий конструктивного и деструктивного граффити позволяет конкретизировать педагогическую задачу: определение организационно-методических условий профилактики деструктивных подростковомолодежных граффити.
Таким образом, на основе теоретического анализа исследований археологов, историков, лингвистов, социологов, посвященных толкованию понятия граффити, истории его возникновения и развития, обобщения научных подходов к изучению граффити, существенно углублено понятие подростковомолодежного граффити, под которым мы пониманием средство социальной 38

[Back]