тектурных памятниках истории и культуры. Разграничение понятий конструктивного и деструктивного граффити позволяет конкретизировать педагогическую задачу: определение организационнометодических условий профилактики подростковых неформальных графических изображений и надписей (граффити). В рамках предложенного диссертационного исследования можно выделить несколько функций неформальных графических изображений и надписей: а) создание второго мира, отвлеченного от повседневного быта; б) психологический выход из определённой ситуации (своего рода психологическая разгрузка); в) коммуникативная; г) мифологическая. В граффити как особом виде деятельности освобождаются особые психические механизмы человека. «Официальная» жизнь человека отдана закону, норме, «инстинкты здесь приглушены, страхи и опасения завуалированы», это обусловливает появление таких альтернативных форм поведения, которые позволяют снять возникающее «напряжение». В функциональном плане граффити различных типов характеризуются следующими чертами: компенсация отсутствия возможности обратиться к потенциальному адресату напрямую (страх получить отпор); компенсация отсутствия возможности официального массового распространения и признания (противодействие официальной власти, официальной и неофициальной цензуре); компенсация отсутствия возможности времяпрепровождения; поиск форм преодоления однообразия, монотонности жизни. Отечественное изучение граффити делает только первые шаги. В советское время было невозможно изучать молодежную контркультуру. Сейчас приходится начинать с нуля, но, к счастью, в отечественной науке существуют сильная психосемиотическая (JI. С. Выготский) и культурно-историческая (М. М. Бахтин) традиции. Специальных исследований, посвященных изучению потребностей и мотивов, выступающих в качестве побудителей данного поведения в подростковой среде, не проводилось. Тем не менее, А. С. Скороходова предлагает классификацию причин, побуждающих к созданию граффити на основании изучения ценностей субкультур авторов неформальных графических изображений и содержательных классификаций надписей и рисунков. Она выделяет следующие мотивы написания граффити: 53 |
посредством них происходит репрезентация себя или объекта страха. Действие граффити обладает терапевтическим эффектом, так как «вспоминается» вытесненный сюжет, определяемый в качестве маргинального в рамках существующих социальных норм. Авторы рассматривают современные настенные надписи как часть процесса социализации подростков и молодежи [16]. С.В. Киселев утверждает, что граффити «...суть проявления ритуалов, выражающих через свой мета-язык иррациональные влечения, вводимые в общее информационное поле через сакральное приобщение к предмету психоаналитических реминисценций» [37, С.115]. По его мнению, граффити соотносятся одновременно с формами знаковых сообщений в контексте культурноисторического развития и с универсалиями массовых стереотипов социальнобытового характера. В.Седнев считает, что граффити представляют собой аналог архаических, филогенетически ранних поведенческих реакций, свойственных животным (например, пометка территории). Высвобождение подобных импульсов особенно легко происходит в подростковом возрасте [75]. А.С. Скороходова относит граффити к одной из форм человеческой деструктивности [76]. Она предлагает классификацию мотивов, побуждающих к созданию граффити, на основании изучения ценностей субкультур авторов граффити и содержательных классификаций надписей и рисунков. В современной западной психолого-педагогической науке проблема граффити получила более глубокую концептуальную разработку. С позиций основных направлений психологии феномен граффити предстает в разных ракурсах. С точки зрения неклассической психологии изобразительная деятельность авторов граффити выступает средством личностного и группового самовыражения и самоактуализации, что способствует личностному росту ираскрытиютворческого потенциала индивидов[10]. Для классической психологии граффити явление, связанное с рядом неудовлетворенных потребностей индивида, вызванное сублимацией либидозных 29 В связи с этим, мы считаем целесообразным классифицировать граффити по степени легитимности/нелегитимности. К легитимным, то есть социально приемлемым для общества, мы относим конструктивные граффити. В «Толковом словаре русского языка» дается следующее определение понятия конструктивный: «такой, который можно положить в основу чего-нибудь, плодотворный» [63, С.291]. Конструктивные граффити нанесены в разрешенных местах (специализированные стены, плакаты, транспаранты и т.д.) и выполняют позитивные социальные функции: призывы к сохранению окружающей среды, позитивные лозунги, запреты на курение, оформительские рисунки. Положительные функции таких граффити были отмечены еще в Британской энциклопедии 1964 года [125]. К нелегитимным, то есть нарушающим нормы морали и права, мы относим деструктивные надписи и рисунки, которые нарушают представление о прекрасном, эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения, которые воспринимаются как симптом деградации, вызванной ослаблением механизмов социального контроля, «...что порождает у людей беспокойство, чувство страха и уязвимости» [38, С.87]. Это граффити прецедентного характера в тетрадях и дневниках, на школьном имуществе и в общественных местах, на архитектурных памятниках истории и культуры. Разграничение понятий конструктивного и деструктивного граффити позволяет конкретизировать педагогическую задачу: определение организационно-методических условий профилактики деструктивных подростковомолодежных граффити. Таким образом, на основе теоретического анализа исследований археологов, историков, лингвистов, социологов, посвященных толкованию понятия граффити, истории его возникновения и развития, обобщения научных подходов к изучению граффити, существенно углублено понятие подростковомолодежного граффити, под которым мы пониманием средство социальной 38 |