Проверяемый текст
Яценко, Константин Владимирович; Военно-организаторская деятельность государственных и политических структур областей Центрального Черноземья в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2003)
[стр. 99]

обкома 13 декабря.
Было намечено обеспечить безусловное выполнение контрольного задания по сбору теплых вещей и белья не позже 1 января 1942 г.
и, не допуская накапливания на районных складах больших партий вещей, без задержек направлять их по
назначению1.
В последующем, когда в ходе войны удастся наладить массовое изготовление теплой одежды на государственных предприятиях и не будет необходимости ее сбора в широких масштабах, размах этой работы постепенно пойдет на убыль.

Она не прекратилась достаточно сказать, что в 1942-1943 гг.
воронежцы отправили в действующую армию 568 тыс.
единиц одежды и белья2, жители Тамбовской области за тот же период передали армии более 207,8 тыс.
единиц теплой одежды3.
Однако сбор теплых вещей, как и в начале войны, далее будет осуществляться в рамках кампаний по сбору праздничных подарков для фронтовиков.
В качестве примера можно привести постановление Курского обкома ВКП(б) и облисполкома о сборе теплых вещей и октябрьских подарков для Красной Армии, принятое 6 октября 1942 г.
Курская область в тот момент была практически полностью оккупирована, за исключением трех районов на северовостоке —Болыпеполянского, Тербунского и Воловского.
На их территории и была организована работа по сбору теплых вещей и подарков, для чего была создана областная комиссия под председательством секретаря обкома партии С.И.
Черникова и районные комиссии в составе секретарей райкомов партии и комсомола, председателей райисполкома и представителей профсоюзных организаций4.
Завершая рассмотрение данного направления помощи действующей армии, будет уместно вспомнить, что
за годы войны трудящиеся России собрали 1ГАОПИВО.
Ф.
3.
Он.
I.
д.
3590.
Л.
65-67.
2 Филоненко С.И.
О вкладе города Воронежа в победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
// Война на Дону.
1942-1943 гг.: Материалы международной научной конференции.
4.
1-2.
Воронеж, 2008.
С.
140.
3 Сухоедов Б.В., Ятпева Е.И.
Помощь трудящихся Центрального Черноземья, Ростовской области фронту в период боев на Верхнем и Среднем Дону // Верхний и Средний Дон в Великой Отечественной войне: Материалы международной научной конференции.
Воронеж, 2006.
С.
270.
4Суровая правда войны.
1942 год на Курской земле.
Часть II: Сборник документов.
Курск, 2004.
С.
194-195.
99
[стр. 304]

работу по сбору теплых вещей как совершенно неудовлетворительную.
В числе главных недостатков были названы: отсутствие должного руководства горкомов и райкомов ВКГ1(б) работой городских и районных комиссий, в результате чего последние часто вместо развертывания массовой разъяснительной работы среди населения стали на путь администрирования, вплоть до доведения планов сдачи вещей до каждого предприятия и учреждения; неудовлетворительная организация переработки поступающего от населения сырья выделки овчин, изготовления валенок, пошива одежды и белья.
Особое внимание обращалось на то, что многие коммунисты, комсомольцы, члены профсоюзов и даже руководящие работники некоторых районов не приняли личного участия в сдаче теплых вещей, стоят в стороне от этой работы.44 Об этом же шла речь и в постановлении бюро Тамбовского обкома от 25 октября о ходе сбора теплых вещей по Платоновскому району, где даже многие члены местных комиссий сами не проявляли активности в сдаче (например, в колхозе «Родина» от членов комиссии не поступило ни одной вещи).
Влияние такого «примера» прослеживалось в достигнутых результатах —на тот момент по району было собрано всего 33 полушубка, 2 меховых жилета, 155 пар валенок, 35 пар меховых рукавиц и ни одной пары —шерстяных портянок.
Итогом рассмотрения этой ситуации на бюро обкома стало применение к виновным различных мер партийной ответственности.45 Тем временем в Воронежской области к 10 декабря 1941 г.
в процессе сбора были получены противоречивые результаты: по одним показателям ориентировочные цифры, установленные центральной комиссией, были значительно превзойдены (по сдаче шерсти на 174 %, по сдаче ватных курток на 155 %), но по большинству остальных не достигнуты.
Это стало предметом очередного рассмотрения проблемы на бюро обкома 13 декабря.
Было намечено обеспечить безусловное выполнение контрольного задания по сбору теплых вещей и белья не позже 1 января 1942 г.
и, не допуская накапливания на районных складах больших партий вещей, без задержек направлять их по
назначению.46 304

[стр.,305]

Завершая рассмотрение данного направления помощи действующей армии, будет уместно вспомнить, что только за счет полученных от населения страны в 1941 г.
теплых вещей можно было одеть и обуть около двух миллионов воинов.47 В последующем, когда в ходе войны удастся наладить массовое изготовление теплой одежды на государственных предприятиях и не будет необходимости ее сбора в широких масштабах, размах этой работы постепенно пойдет на убыль.
* *
Наконец, еще одним аспектом всенародной помощи фронту, о котором, впрочем, мы уже упоминали выше, в годы войны становится движение за сбор и отправку воинам-фронтовикам подарков.
«Подарки Красной Армии, отмечал М.
И.
Калинин, это огромное, буквально всенародное выражение любви к своей армии».48 Подарки посылались на фронт целыми коллективами предприятий, учреждений, колхозов, учебных заведений, а также отдельными гражданами.
Как правило, подарки собирались к праздничным датам очередным годовщинам Октябрьской революции, Красной Армии, к 1 мая и т.д., но не только.
Факты сбора подарков бойцам Красной Армии отмечались, в том числе и в областях Центрального Черноземья, уже в самом начале войны.
Так, в Курской области в дни мобилизации начала июля 1941 г.
многие женщины выходили на станции и при прохождении воинских эшелонов в качестве подарков раздавали мобилизованным продукты питания.
Начинается и направление на фронт посылок, например, в Микояновском районе первая такая посылка, стоимостью 400 рублей (носовые платки, папиросы, бритвы, портсигары и др.) была отправлена _ 4 9 в действующую армию 9 июля.
С целью упорядочивания этого движения Управление делами ЦК ВКП(б) направило обкомам партии инструкцию Главного интендантского управления Красной Армии от 20 августа 1941 г., утвержденную заместителем Наркома обороны СССР, генерал-лейтенантом интендантской службы А.
В.
Хрулевым.
В ней определялся порядок организации работы по приему, распределению и отправке на фронт посылок для бойцов Красной Армии и Военно-Морского 305

[Back]