Проверяемый текст
Бурденко Елена Викторовна; РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ ЭКОНОМИКЕ (Диссертация 2004)
[стр. 38]

38 потратить на образование.
Уровень развития менеджмента и технологии ограничивает возможности управления в системе образования и, наконец, ■ уровень развития науки накладывает ограничения на содержание образования [40].
В итоге, мы имеем систему образования, которая является компромиссом между потребностями общества в образовании и теми ресурсами, которыми оно располагает.
Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных инвестиций в соответствующий сектор.
Как уже было сказано, в настоящее время объем финансирования этой сферы рассчитывается как сумма расходов на НИОКР, высшее образование (из частных и государственных * источников) и программное обеспечение.
Однако, при прямом суммировании этих трех составляющих оценка завышается из-за двойного счета: расходы на программное обеспечение включаются в расходы на НИОКР и образование, а расходы на НИОКР и образование взаимно перекрываются, поэтому обычно часть расходов на программное обеспечение рассматривается не как
инвестиции, а как потребление (покупка пакетов программного обеспечения домохозяйствами и оперативными службами на фирмах) и исключается вместе с расходами на программное обеспечение при проведении НИОКР из общих расходов на программную продукцию (расходы на программное обеспечение в « образовании не выделяются из-за трудности их оценки).* В применении к России, где исследования сектора знаний только начинаются и где затруднены из-за сложностей периода трансформации экономики.
Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах OECD и России для двух вариантов выбора отраслей (только высшее образование и все уровни образования) показывает, что относительно ВВП у нас выделяется в первом случае в 3 раза, а втором в 2,1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в странах OECD.
В сравнении с США, Швецией, Южной Кореей Россия проигрывает еще больше (табл.

2).
[стр. 42]

Оценка соответствующих показателей позволяет рассчитать следующие наиболее важные индикаторы: • уровень поддержки сектора знаний, определяемых относительно мирового уровня или уровня наиболее передовых стран; • уровень использования знаний в экономике России, также определяемый относительно мирового уровня или уровня передовых стран; • сбалансированность развития экономики знаний.
Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знаний.
Показатель сбалансированности должен находиться в определенных границах: не быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (это свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а накопленный ранее научный потенциал эксплуатируется, что сейчас наблюдается в России).
Соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания.
Рассмотрим оценки конкретных показателей.
Переход к экономике, основанной на знаниях, сопряжен с ростом суммарных инвестиций в соответствующий сектор.
Как уже было сказано, в настоящее время объем финансирования этой сферы рассчитывается как сумма расходов на НИОКР, высшее образование (из частных и государственных источников) и программное обеспечение.
Однако при прямом суммировании этих трех составляющих оценка завышается из-за двойного счета: расходы на программное обеспечение включаются в расходы на НИОКР и образование, а расходы на НИОКР и образование взаимно перекрываются.
Поэтому обычно часть расходов на программное обеспечение рассматривается не как
42

[стр.,43]

инвестиции, а как потребление (покупка пакетов программного обеспечения домохозяйствами и оперативными службами на фирмах) и исключается вместе с расходами на программное обеспечение при проведении НИОКР из общих расходов на программную продукцию (расходы на программное обеспечение в образовании не выделяются из-за трудности их оценки).
В применении к России, где исследования сектора знаний только начинаются и где затруднены из-за сложностей периода трансформации экономики.
Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах OECD и России для двух вариантов выбора отраслей (только высшее образование и все уровни образования) показывает, что относительно ВВП у нас выделяется в первом случае в 3 раза, а втором в 2,1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в странах OECD.
В сравнении с США, Швецией, Южной Кореей Россия проигрывает еще больше (табл.

3).
Таблица 3 Инвестиции в отрасль знаний, % ВВП Сектор отрасли В странах OECD В России Высшее образование, научные исследования и опьгтно-конструкторские разработки, разработка программного обеспечения 4,7 1,6 Все уровни образования, включая высшее, научные исследования и опытноконструкторские разработки, разработка программного обеспечения >10 4,7 В конце 1990-х годов наиболее высокой доля добавленной стоимости высокотехнологичных отраслей высшего и среднего уровня в ВВП была в Германии (11,7%) и Швеции (11,5%), с учетом телекоммуникаций, финансовых, страховых и деловых услуг, включая НИОКР, в Германии (31,0%), США (30,0%), Великобритания (28,1%), наконец, с учетом образования и здравоохранения суммарная доля валовой добавленной стоимости в ВВП может превысить 40% (табл.
4).
Таким образом, по использованию знаний Европа опережает США.
Что касается России, то, несмотря на значительный спад в промышленности, ситуация в области высоких технологий заметно лучше, чем 43

[Back]