Проверяемый текст
Шевцова, Татьяна Викторовна; Хозяйственный механизм воспроизводства образовательных услуг : На примере высшей школы (Диссертация 2002)
[стр. 86]

86 Рыночный механизм может сработать эффективно применительно к образованию только тогда, когда эффект его внешнего воздействия может быть взят под контроль участниками сделки, связанными с этим благом, если внешний эффект будет ими интернализован, то есть «замкнут на себя» в своей экономической деятельности [37].
Характеризуя экономические отношения, возникающие по поводу производства и потребления образовательных услуг,
можно выделить два основных принципа, определяющих необходимость изменения традиционного порядка финансирования образования как смешанного общественного блага.
Очевидно, что возрастающее значение творческого образовательного
V потенциала человека (который действительно становится мерилом всех вещей) будет определять дальнейший рост общественных расходов на развитие человека, в том числе на его образование.
Расходы на образование
(и здравоохранение) представляют собой (в нынешнем понимании) вложения в так называемый «человеческий капитал».
При этом целевая функция расходов меняется в зависимости от структуры образовательного процесса.
Так, расходы на обучение и воспитание детей (до 5-7 лет) выравнивают стартовые социально-биологические возможности людей
при переходе к более высокой ступени образования, расходы на * переобучение взрослых работников как элемент политики занятости сокращает число безработных и тому подобное.
В этом случае решаются уже не задачи социального обеспечения, а задачи трудовой мотивации.
Тенденцию роста общественных расходов по мере развития современной цивилизации как характеристику будущего развития государственности независимо от социально-экономического устройства страны определил в конце XIX в.
немецкий профессор
А.Вагнер.
Почти в тот же период в «Критике Готской программы» К.Маркс высказал гипотезу об ускоренном росте расходов на образование (здравоохранение и культуру) только для стран нового общественного строя
[86-89].
[стр. 22]

Противоречивая природа социально значимого блага создаёт объективную основу для противоречий между текущими индивидуальными и долгосрочными общественными предпочтениями в отношениях потребления и использования образовательных услуг.
Возникает необходимость государственного вмешательства для разрешения этих противоречий и установления обязательного порядка потребления (а точнее распределения) продукта образовательного производства.
Государство вынуждено идти на ограничение свободы потребителей ради защиты их от самих себя (принцип смягчения нерациональности индивидуального потребительского поведения).16 И в этом смысле право на образование, гарантированное Конституцией РФ, выступает обязанностью личности перед обществом, ибо это снижает общественные издержки, даже если при этом временно страдают специфические интересы.
Относя образовательные услуги к исключительно смешанному общественному благу (перегружаемое благо совместного потребления), нельзя не заметить, что внешний эффект образовательных услуг возникает не только у непосредственных участников деятельности, связанной с производством образовательной услуги, но и у лиц, являющихся посторонними по отношению к данной деятельности.
Мало того, по долгосрочное™ своего воздействия на будущие поколения внешний эффект бессрочен.
Долгосрочный характер и огромная масштабность внешнего эффекта образовательных услуг делают невозможным количественно и качественно измерить и оценить вклад усилий каждого субъекта производства образовательных услуг в общий внешний эффект.
Рыночный механизм может сработать эффективно применительно к
образовательным услугам только тогда, когда эффект их внешнего воздействия может быть взят под контроль участниками сделки, связанными с этим благом, если внешний эффект будет ими интернализован, то есть «замкнут на себя» в своей экономической деятельности.
Речь идёт о том, чтобы исключить 16См.
Классификация и свойств общественных благ // Экономическая школа 1999.
№5.
С.288.


[стр.,23]

возможность для посторонних лиц извлекать пользу и выгоду из внешнего эффекта образовательных услуг, не оплачивая их (проблема безбилетного пассажира).
Характеризуя экономические отношения, возникающие по поводу производства и потребления образовательных услуг
и учитывая их специфические особенности как смешанного общественного блага, можно выделить два основных принципа, определяющих необходимость изменения порядка возмещения издержек производства в сфере образования.
Перечислим эти принципы, с целью дальнейшего их использования в ходе анализа: субъективный.
Проведение экономической реформы в шоковом варианте привело к резкому спаду объёма производства и сужению налоговой базы и соответственно дефициту бюджетного финансирования системы образования.
Несмотря на то, что наметилась тенденция к росту бюджетных расходов на систему образования, этих средств явно не достаточно для покрытия дефицита, образовавшегося за годы реформ, и для динамического развития; объективный.
Различные темпы роста валового национального продукта, численности населения и стоимости единицы образовательной услуги (образования).
Очевидно, что возрастающее значение творческого образовательного
потенциала человека (который действительно становится мерилом всех вещей) будет определять дальнейший рост общественных расходов на развитие человека, в том числе на его образование.
Расходы на образование
представляют собой (в нынешнем понимании) вложения в «человеческий капитал».
При этом целевая функция расходов меняется в зависимости от структуры образовательного процесса.
Так, расходы на обучение и воспитание детей (до 5-7 лет) выравнивают стартовые социально-биологические возможности людей,
но при переходе к более высокой ступени образования, расходы на переобучение взрослых работников являются элементом политики занятости, т.к.
в этом случае решаются задачи трудовой мотивации, социального обеспечения и т.д.


[стр.,24]

Тенденцию роста общественных расходов по мере развития современной цивилизации как характеристику будущего развития государственности независимо от социально-экономического устройства страны определил в конце XIX в.
немецкий профессор
Р.Вагнер .
Почти в тот же период в «Критике Готской программы» К.Маркс высказал гипотезу об ускоренном росте расходов на образование (здравоохранение и культуру) только для стран нового общественного строя18.

Однако отмеченная тенденция имеет весьма противоречивую форму проявления в сфере производства и реализации образовательных услуг.
Вероятно, следует согласиться с немецким экономистом Н.Тиммом, который выделяет несколько временных лагов отставания формирования общественных потребностей от частных.
Естественный лаг отставания спроса на общественные блага по сравнению с частными обусловлен разновременностью удовлетворения потребностей различного уровня иерархии.
Лаг системного характера по поводу сферы образовательных услуг обусловлен стремлением государства в первую очередь к накоплению (хозяйственной системы к максимизации прибыли) для решения своих собственных проблем и во вторую очередь к удовлетворению населения, как в частных, так и в общественных благах.
Кроме того, совместный характер потребления общественных благ определяет единство в применении критериев разграничения общественных благ различного вида и частных благ, но в то же время это свидетельствует об общности государственного и общественного секторов, о принадлежности их к единой общественной экономике.
Внешний эффект общественных благ оказывает влияние не только на непосредственных участников деятельности, связанных с общественным благом, но и на других индивидов.
Мало того, применительно к рынку образовательных услуг можно утверждать, что его механизм предполагает и такого субъекта потребления, как будущее.
В этом смысле образовательные 17См.
Вагнер Р.
Избранные статьи /Пер.
Н.Леви, В.Попова/ Ред.
прим.
вст.
и поиск, статьи Грубера Р.И.
-М.: Музгиз, 1935.
С.57.
18См.
К.Маркс Критика Готской программы / Предисловие Ф.Энгельса.
-М.: Политиздат, 1980.
С.20.

[Back]