Проверяемый текст
Разумова, Елена Дмитриевна; Формирование основ корпоративной культуры будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе (Диссертация 2008)
[стр. 58]

формулировка Н.В.
Кузьминой, считающей, что готовность к деятельности предполагает образование таких необходимых отношений, установок, профессионализма, свойств и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески выполнять свои профессиональные функции и обязанности
[П7].
Значительное число исследователей (А.И.
Уман, Э.А.
Уткин, Д.В.
Чернилевский и др.) наибольшее внимание уделяют критериям
сформированное™ отдельных компонентов творческой деятельности в различных профессиональных областях, подчеркивая при этом, что для различных видов деятельности требуются различные способности и поэтому критерии сформированное™ могут в каждом конкретном случае видоизменяться и даже быть совершенно различными [214, 219, 233].
В этих же работах описывается оценка
сформированное™ готовности к деятельности комплексом факторов: мотивационнотворческая активность и направленность личноста; уровень фундаментальных знаний в общенаучных и профессиональных областях; уровень эмоциональноволевых качеств личности, необходимых для творческой деятельности.
По первому фактору критериями оценки выделяются три уровня мотивов творческой деятельности —доминантный, ситуативный и дискретный.
По второму —три типа владения знаниями: «знания —умение», «знания —отношение» и «знания — потребность» (исследования Б.И.
Бадмаева, Ю.И.
Садчикова, С.И.

Съедина, Б.И.
Хозиева и др.).
Психологи и педагоги
считают, что в качестве критериев развития личности могут выступать следующие: — степень осознанности применяемых приемов умственной деятельности (J1.C.
Выготский, Н.З.
Дьяченко, Е.Н.
Кабанова-Меллер); — степень переноса приема с одного предмета, явления на другой (JI.C.
Выготский, Е.Н.
Кабанова-Меллер, А.Н.
Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн); — степень гибкости и оригинальности мышления
(С.Н.
Шабалин, П.М.
Якобсон); — степень глубины мышления (В.А.
Крутецкий, П.М.
Якобсон); 5 8
[стр. 60]

Системное обучение студентов управленческих специальностей в значительной мере определяет уровень их профессиональной компетентности в сфере исполнительской и организаторской работы и уровень формируемой у них основ корпоративной культуры.
При этом критерии готовности выражаются через показатель сформированности к выполнению различных профессиональных функций, определяемых образовательным стандартом и объемом знаний, умений, навыков по конкретной специальности.
В психологопедагогической литературе наиболее адекватно отражает данные понятия формулировка Н.В.
Кузьминой, считающей, что готовность к деятельности предполагает образование таких необходимых отношений, установок, профессионализма, свойств, и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и добросовестно, со знанием дела приступить и творчески выполнять свои профессиональные функции и обязанности
[117].
Значительное число исследователей (А.И.
Уман, Э.А.
Уткин, Д.В.
Чернилевский и др.) наибольшее внимание уделяют критериям
сформированности отдельных компонентов творческой деятельности в различных профессиональных областях, подчеркивая при этом, что для различных видов деятельности требуются различные способности и поэтому критерии сформированности могут в каждом конкретном случае видоизменяться и даже быть совершенно различными [214, 219, 233].
В,этих же работах описывается оценка
сформированности готовности к деятельности комплексом факторов: мотивационнотворческая активность и направленность личности; уровень фундаментальных знаний в общенаучных и профессиональных областях; уровень эмоциональноволевых качеств личности, необходимых для творческой деятельности.
По первому фактору критериями оценки выделяются три уровня мотивов творческой деятельности доминантный, ситуативный и дискретный.
По второму три типа владения знаниями: «знания — умение», «знанияотношение» и «знания потребность» (исследования Б.И.
Бадмаева, Ю.И.
Садчикова, С.И.

60

[стр.,61]

Съедина* ..Б.И: Хозиева и др.).
Психологи и педагоги1считают,
что в качестве критериев развития личности могут выступать следующие: — степень осознанности применяемых приемов умственной деятельности (Л.С.
Выготский; Hi3i Дьяченко, E.Hi Кабанова-Меллер); — степень*переноса лриема>с одного предмета; явленияiна:.другой (J1.G.
Выготский; Е.Н: Кабанова-Мёллер, А.Н.
Леонтьев; С.Л.
Рубинштейн); — степень^ гибкости иоригинальности' мышления;
(О.Н; Шабалин, П.М; Якобсон); — степень^глубины мышления (В.А.
Крутецкий, П.М.
Якобсон); — степень, использования; интеллектуальных: умений в познавательных и творческих процессах (З.И.
Калмыкова; Д.Б.
Эльконин); — степень критичности:мышления (А.П.
Зенькович*идр.).
Педагогами и психологами доказано, что учебный процесс эффективен в-.
отношении; усвоения знаний; и -умственного-развития студентов’только' тогда, когда он вызывает и организует их собственную познавательную деятельность [88, 120]';.Доказано-и то, что способности' человека проявляютсяв деятельности, но главное в том;..что.они и создаются-в-ней.
В литературе существует достаточно: много подходов к.
определению критериев оценки эффективности различных сторон обучения.
Их разработке посвящены работы С.И.
Архангельского^ В:П: Беспалько, И.Д.
Зверевой; Н;В.
Кузьминой, Н:Ф.
Талызиной;идр.
Н.Ф: Маслова [129]'отмечает, что при разработке критериев следует учитывать следующие условия: необходимость определения; области применения* данных; критериев, их целевогощазначения; .
семантическую определённость —точное определение смысла каждого критерия и однозадачное понимание его всеми экспертами; конструктивность —признаки должны быть конструктивно; описаны, иначе нельзя их выявить.
61

[Back]