Проверяемый текст
Кузьмин, Борис Иванович; Модернизация механизма кадрового менеджмента в корпорациях нефтегазовой отрасли (Диссертация 2006)
[стр. 204]

204 В теории менеджмента выделяют инсайдеровскую (власть в компании концентрируется в руках менеджеров) и аутсайдеровскую (власть концентрируется у внешних держателей акций) модели корпоративного управления.
Инсайдеровская модель считается более консервативной, а аутсайдеровская более современной и демократичной, позволяющей адаптироваться к динамике внешнего рынка.
К собственности аутсайдеров можно отнести, прежде всего, акции
«Газпрома», принадлежащие государству, а также российским юридическим лицам и иностранным инвесторам, т.е.
86,68% акций.

Кроме того, из 13,32% акций, принадлежащих российским физическим лицам,
определённый процент приходится на людей, не работающих в компании, следовательно, они тоже аутсайдеры.
В Газпроме действует аутсайдерская модель менеджмента.
Однако её специфика в том, что самый большой внешний держатель акций (свыше 50%) государство.
Поэтому вместо содействия усилению рыночной ориентации «Газпрома» и развитию демократических тенденций в управлении система аутсайдеров, наоборот, фактически воспроизводит принципы авторитаризма.
Другим фактором, учет которого необходим при проведении реструктуризации газового комплекса, является существование двух организационноправовых форм в ОАО «Газпром».
Газпром открытое акционерное общество, которое состоит из предприятий, принявших статус обществ с ограниченной ответственностью, ситуация, не традиционная для мирового нефтегазового рынка.

Подобная огранизационно-правовая форма чаще характерна для предприятий малого и среднего бизнеса.
Структура
такого общества, в отличие от АО, не предполагает наличия механизма привлечения работников к процессу принятия управленческих решений.
Ещё в рамках социалистической экономики существовала такая проблема, как отделение собственника от собственности.
Формально являвшиеся собственниками своего предприятия,
реализовать свои права работники не могли.
Практика «Газпрома» показала, что эта проблема и в современных условиях не
[стр. 70]

подразделений «Газпрома» тормозит формирование в них управленческих структур, ориентированных на потребности рынка.
Другой серьезной микроэкономической проблемой ОАО «Газпром» является существование в рамках одной компании предприятий двух организационно-правовых форм.
ОАО «Газпром» открытое акционерное общество, которое состоит из предприятий, принявших статус обществ с ограниченной ответственностью ситуация нетрадиционная для мирового нефтегазового рынка.
Такая организационно-правовая форма предприятия, как общество с ограниченной ответственностью и аналогичные ей западные юридические формы собственности чаще характерны для предприятий малого и среднего бизнеса с относительно небольшими численностью персонала и основными фондами.
Структура такого общества не предполагает наличия механизма привлечения работников к процессу принятия управленческих решений, который хорошо разработан в акционерном обществе.
Так, собрание акционеров это эффективный механизм привлечения работников к управлению компанией, так же как дивидендная политика является мощным мотивационным фактором.
Еще в рамках социалистической системы хозяйства существовала такая проблема, как отделение собственника от собственности.
Формально являвшиеся собственниками своего предприятия
или колхоза работники фактически реализовать своих прав собственности нс могли.
Практика ОАО «Газпром» показывает, что эта проблема не преодолена и в современных условиях.
Работник «Газпрома», владея акциями этой компании, фактически не является собственником того предприятия, на котором работает и не может реализовать своих властных полномочий в масштабах всей компании.
Вертикально-интегрированные компании международного нефтегазового рынка, как правило, имеют форму холдингов, при которой предприятия, являющиеся акционерными обществами, объединены в группу, включающую одну или 89 За исключением нескольких предприятий, которые, находясь в системе ОАО «Газпром», стали открытыми акционерными обществами (например, «Саратоворгдиагностика», «Волгограднефтемаш» и др.).


[стр.,71]

несколько материнских компаний, возглавляющих холдинг.
Материнские компании вмешиваются в управление других членов группы, являясь держателями пакетов их акций и участвуя в собраниях акционеров.
Хотя «Газпром» и именуется холдингом, по отношению к его предприятиям на внутреннем российском рынке, он таковым не является.
В теории менеджмента выделяют
инсайдерскую (власть в компании концентрируется в руках ее менеджеров) и аутсайдерскую (власть концентрируется у внешних держателей акций юридических лиц, предприятий и организаций; а также физических лиц) модели корпоративного управления.
Инсайдерская модель считается более консервативной, а аутсайдерская более современной и демократичной, позволяющей адаптироваться к динамике внешнего рынка, так как аутсайдеры, физические и юридические лица держатели акций компаний, находящиеся во внешней среде, способствуют лучшей адаптации компании ко всем процессам, происходящим за пределами этой компании.
Анализ распределения акций в «Газпроме» дает информацию для соответствующего анализа соотношения инсайдеров и аутсайдеров и их воздействие на развитие фирмы (см.
Рис.
12).
Как видно из рисунка 12, к собственности аутсайдеров можно отнести, прежде всего, акции, принадлежащие государству, а также российским юридическим лицам и иностранным инвесторам, т.е.
86,68% акций
«Газпрома».
Кроме того, из 13,32% акций, принадлежащих российским физическим лицам,
определенный процент акций приходится на людей, не работающих в фирме, следовательно, они также могут быть отнесены к аутсайдерам.
Поскольку в настоящее время информация о доле акций, находящихся в собственности работников компании, официально не публикуется, можно воспользоваться для иллюстрации примерного положения дел данными прошлых лет.
В 1996 г.
руководство компании заявляло, что ее работникам принадлежит 15% акций90, т.е.
они-то и являлись единственными инсайдерами 90 Газпром.
М.: ИРЦ РАО «Газпром».
М.: Группа маркетинговых исследований, 1994.
С.
197; Стратегия развития газовой промышленности России.
М., 1997.
С.
14.

[Back]