191 ляясь моральной категорией, призвана поддерживать и воспроизводить равновесие, служащее критерием как критической оценки поведения человека, так и общественных институтов. Справедливыми будут считаться те законы, которые одинаково обязательны для всех людей, независимо от социального положения, служебной деятельности, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения, пола, образования, языка, места жительства и других обстоятельств. Справедливость в оценке качества законов проявляется в том, что они позволяют учитывать интересы большинства членов данного общества, осуществлять сбалансированное распределение благ между различными социальными группами, устанавливают формальное равенство субъектов права. В целом справедливость как критерий оценки качества закона служит морально-нравственным катализатором отношения граждан к принимаемым государством законам, оценки их эффективности с точки зрения приобретения личностью тех или иных социальных благ на основе сопоставления с историческим прогрессом своего государства, опытом зарубежных стран и международного сообщества в целом. Ценностный критерий призван показать не просто идеальный мыслительный образ нормы права, а ее социально-ценностную основу. Ценностью обладает лишь то, что человек выделяет из общей массы благодаря способности удовлетворять те или иные его потребности. Настоящее право и есть сама ценность. Базовые ценности, принципы, нормы, характеризующие подлинное право в догматической части, достаточно консервативны в той степени, в какой консервативен сам человек. Вместе с тем, они не являются абсолютными, а подвержены изменениям в той же степени, в какой активен или не активен человек, который действует более или менее адекватно ситуации, изменяющимся условиям жизни, в целом охватываемым его пониманием, полем его зрения и действия. Критерием оценки ценности любого закона как управленческого акта является то, насколько он, отражая реальные общественные потребности, социально |
224 принцип всех отраслей права конституционного, гражданского и др. и, втретьих, отдельные виды права на равенство или виды равноправия1. Вместе с тем равная обязательность закона не означает единою правового положения всех граждан. Социальные различия между людьми обусловливают особенности правовых статусов граждан, относящихся к различным классам и слоям общества, а также субъективных прав и обязанностей. Юридическое равенство составляет тот найденный в течение веков механизм, который определяет правовой остов общества, стимулирует инициативу, предприимчивость, толкает людей к соревновательности, к лидерству и тем самым создает основу для поступательного развития общества в целом2. Юридическое равенство означает равноправие граждан, их равенство перед законом и судом. Значит, законы одинаково обязательны для всех людей, независимо от социального положения, служебной деятельности, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения, пола, образования, языка, места жительства и других обстоятельств. В сфере частных правовых отношений законы в равной степени обязательны и для государства. Нарушение данного принципа способствовало, например, в условиях административно-командной системы появлению «мертвых зон», не подвластных закону. И, как справедливо отмечает В.С. Афанасьев, «...хотя при этом провозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы сс действия постоянно оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и государственных органов. В период культа личности Сталина это привело, в частности, к массовому произволу и беззаконию, а во времена застоя к развитию коррупции, формированию системы кланов, 1 См.: Фабер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974.С. 72. См.: Лившиц Р.З. Указ. соч. С. 154. |