Проверяемый текст
Анохин Юрий Васильевич. Механизм государственно-правового обеспечения прав и свобод личности (Диссертация 2007)
[стр. 191]

191 ляясь моральной категорией, призвана поддерживать и воспроизводить равновесие, служащее критерием как критической оценки поведения человека, так и общественных институтов.
Справедливыми будут считаться те законы, которые одинаково обязательны для всех людей, независимо от социального положения, служебной деятельности, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения, пола, образования, языка, места жительства и других обстоятельств.
Справедливость в оценке качества законов проявляется в том, что они позволяют учитывать интересы большинства членов данного общества, осуществлять сбалансированное распределение благ между различными социальными группами, устанавливают формальное равенство субъектов права.
В целом справедливость как критерий оценки качества закона служит морально-нравственным катализатором отношения граждан к принимаемым государством законам, оценки их эффективности с точки зрения приобретения личностью тех или иных социальных благ на основе сопоставления с историческим прогрессом своего государства, опытом зарубежных стран и международного сообщества в целом.
Ценностный критерий призван показать не просто идеальный мыслительный образ нормы права, а ее социально-ценностную основу.
Ценностью обладает лишь то, что человек выделяет из общей массы благодаря способности удовлетворять те или иные его потребности.
Настоящее право и есть сама ценность.
Базовые ценности, принципы, нормы, характеризующие подлинное право в догматической части, достаточно консервативны в той степени, в какой консервативен сам человек.
Вместе с тем, они не являются абсолютными, а подвержены изменениям в той же степени, в какой активен или не активен человек, который действует более или менее адекватно ситуации, изменяющимся условиям жизни, в целом охватываемым его пониманием, полем его зрения и действия.
Критерием оценки ценности любого закона как управленческого акта является то, насколько он, отражая реальные общественные потребности, социально
[стр. 224]

224 принцип всех отраслей права конституционного, гражданского и др.
и, втретьих, отдельные виды права на равенство или виды равноправия1.
Вместе с тем равная обязательность закона не означает единою правового положения всех граждан.
Социальные различия между людьми обусловливают особенности правовых статусов граждан, относящихся к различным классам и слоям общества, а также субъективных прав и обязанностей.
Юридическое равенство составляет тот найденный в течение веков механизм, который определяет правовой остов общества, стимулирует инициативу, предприимчивость, толкает людей к соревновательности, к лидерству и тем самым создает основу для поступательного развития общества в целом2.
Юридическое равенство означает равноправие граждан, их равенство перед законом и судом.
Значит, законы одинаково обязательны для всех людей, независимо от социального положения, служебной деятельности, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения, пола, образования, языка, места жительства и других обстоятельств.
В сфере частных правовых отношений законы в равной степени обязательны и для государства.
Нарушение данного принципа способствовало, например, в условиях административно-командной системы появлению «мертвых зон», не подвластных закону.
И, как справедливо отмечает В.С.
Афанасьев, «...хотя при этом провозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы сс действия постоянно оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередко и государственных органов.
В период культа личности Сталина это привело, в частности, к массовому произволу и беззаконию, а во времена застоя к развитию коррупции, формированию системы кланов, 1 См.: Фабер И.Е.
Свобода и права человека в советском государстве.
Саратов, 1974.С.
72.
См.: Лившиц Р.З.
Указ.
соч.
С.
154.

[Back]