75 По существу, речь идет о том, что критерием качества закона является единство социального прогресса и всестороннего, гармоничного развития человека, его правовая защищенность. Таким образом, качество закона это оценка его создания в соответствии с потребностями общества, государства и личности на основе умения видеть, прогнозировать ситуацию и знать пути ее решения, включая комплекс условий, обеспеченных материальными ресурсами и морально-нравственными устоями, посредством точного и неукоснительного воплощения всеми субъектами правовых предписаний в повседневной жизнедеятельности. § 1.3. Права человека в системе правовых ценностей Вопрос о том, что заложено в основу прав человека, никогда не решался однозначно. Так, идеологической основой прав и свобод личности явилась естественно-правовая доктрина, выдвинувшая постулат о естественных, прирожденных правах человека, которые государство должно охранять. Как ни парадоксально, но человечество в целях нормальной жизнедеятельности и противостояния различным угрозам вынуждено совершенствовать формы государственного обеспечения прав. Как ответная реакция на различные нарушения порождались гуманистические идеи равенства людей, защиты от дискриминации по национальному или расовому принципу, жестокости, насилия и т.д. Права человека, их генезис одна из «вечных» проблем социальнокультурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия. В различные эпохи эта проблема, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала то религиозное, то этическое, то философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов, заинтересованных в обосновании и |
100 циентом жизнеспособности уже не имеет внутренних источников поступательного развития и иммунитета. Ее удел медленная деградация. Таким образом, система факторов, определяющая положение личности в обществе имеет существенное значение для комплексного познания проблем, связанных с изучением действия механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности. Именно система факторов выступает координатором и связующим звеном в этой сложной схеме взаимодействия государства и права по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. §1.3. Понятие обеспечения нрав и свобод личности и его механизмы О правах человека написано много, однако потребность в их исследовании не иссякает. Объясняется это прежде всего тем, что становление прав человека в общественном сознании, достижения в их осуществлении и, наконец, всеобщее признание это путь эволюционного прогресса самого человечества. Идеологической основой прав и свобод личности явилась естественно-правовая доктрина, выдвинувшая постулат о естественных, прирожденных правах человека, которые государство должно охранять. Как ни парадоксально, но человечество, в целях нормальной жизнедеятельности и противостояния различным угрозам, вынуждено совершенствовать формы государственного обеспечения прав. Как ответная реакция на различные нарушения, порождались гуманистические идеи равенства людей, зашиты от дискриминации по национальному или расовому принципу, жестокости, насилия и т.д. Вопрос о том, что заложено в основу прав человека, никогда не решался однозначно. Одной из основных целей нашей работы является исслсдова1 1 См.: Права человека: Итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. С. 48-49. |