84 Китайская модель прав человека основана на конфуцианской системе нравственных ценностей, высокой морали и стремлении к социальной гармонии. Здесь права человека это нравственное правило уважения личностью прав и интересов другого индивида, основанное на взаимопонимании и добровольном осознании долга и моральных обязанностей, в целях восстановления нарушенного права. Китайская концепция прав человека не является простой и однозначной, как это может показаться на первый взгляд. Это связано и с историей развития Китая, доминированием определенных ценностей в китайском обществе. Однако важно подчеркнуть, что несмотря на многообразие мировоззрений о космогоническом устройстве и гармонии мира, конфуцианской доктрине, маоистской концепции (производной от классовой теории), традиционно китайская концепция прав человека основана на добре и справедливости, добровольности исполнения обязанностей, т.е. на порядке, способном сохранить естественный образ жизни. Индуизм рассматривает права человека как систему духовных составляющих, способствующих совершенствованию общественного устройства посредством совершенствования природы и духа самого человека. Центральной идеей индуизма, определяющей характер цивилизационно доминирующей традиционной соционорматив ной культуры Индии, является учение о «карме» вере в перевоплощение человека в зависимости от поступков, совершенных им в прошлых рождениях и накопленных или растраченных заслуг в исполнении дхармы в земной жизни, о возможности полного освобождения человеческой души («Атманы»), ее выхода из суетного, бестолкового круга перерождений («сансары») и достижения полной свободы («мокши»), означающей слияние с мировым духом, Абсолютом (Брахманом), т.е. высшим божеством, управляющим миром, в том числе и этико-религиозными требованиями, предъявляемыми к человеку. Учение о карме еще в древности было воспринято в качестве одной из главных основ мировоззрения всеми течениями индийской мысли, оно глубоко |
23 числе и относительно прав и свобод человека»1. Таким образом, исламская концепция прав человека, при всем своем своеобразии остается основанной на принципах и нормах Корана и сунны. Китайская модель прав человека основана на конфуцианской системе нравственных ценностей, высокой морали и стремлении к социальной гармонии. Здесь права человека эго нравственное правило уважения личностью прав и интересов другого индивида, основанное на взаимопонимании и добровольном осознании долга и моральных обязанностей, в целях восстановления нарушенного права. Китайская концепция прав человека нс является простой и однозначной как это может показаться на первый взгляд. Эго связано и с историей развития Китая, доминированием определенных ценностей в китайском обществе. Однако важно подчеркнуть, что несмотря на многообразие мировоззрений и о космогоническом устройстве и гармонии мира, конфуцианской доктрине, маоистской концепции (производной от классовой теории), традиционно китайская концепция прав человека основана на добре и справедливости, добровольности исполнения обязанностей, т.е. на порядке, способном сохранить естественный образ жизни. Индуизм рассматривает нрава человека как систему духовных составляющих, способствующих совершенствованию общественного устройства посредством совершенствования природы и духа самого человека. Центральной идеей индуизма, определяющей характер цивилизационно доминирующей традиционной соционормативной культуры Индии, является учение о «карме» вера в перевоплощение человека в зависимости от поступков, совершенных им в прошлых рождениях, и накопленных или растраченных заслуг в исполнении дхармы в земной жизни, о возможности полного освобождения человеческой души («Атманы»), ее выхода из 1 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / 11од общ. рсд. Е.А. Лукашовой. М.: Изд-во НОРМА, 2002. С. 283. 24 суетного, бестолкового круга перерождений («сансары») и достижения полной свободы («мокши»), означающей слияние с мировым духом, Абсолютом (Брахманом), т.е. высшим божеством, управляющим миром, в том числе и этико-религиозными требованиями, предъявляемыми к человеку. Учение о карме еще в древности было воспринято в качестве одной из главных основ мировоззрения всеми течениями индийской мысли, оно глубоко проникло в сознание индийцев, в том числе и тех, которые не исповедуют ортодоксального индуизма1. Законом кармы традиционное сознание объясняет деление людей на касты1 2. Считается, что нерадивое исполнение лицом своего долга влечет следующее рождение в более низкой касте или даже в образе животного, растения или камня. Поэтому в представлении индусов имеющее место социально-политическое неравенство и кастовое разделение само собой разумеющееся положение и следствие естественного нравственно-духовного неравенства людей. Предполагается, что каждый имеет права и обязанности и должен вести себя сообразно нормам касты, к которой принадлежит3. В своей работе Л.И. Глухарева отмечает, что например, в Индии, в настоящее время насчитывается 70 миллионов неприкасаемых, которым запрещено пользоваться общими колодцами, ходить по правой стороне улицы, посещать храмы и т.п. Теоретически эти запреты в современной республике Индии запрещены, за ними забронированы квоты в парламенте, высших учебных заведениях, государственных учреждениях, неприкасаемые имеют 1 См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. С. 327. 2 Каста постоянное и неизменное место человека в его данном рождении, она определяет основные параметры бытия и поведения каждого, причем делает это жестко и бескомпромиссно: каким ты родился на свет, таким и умрешь. И никто, кроме тебя самого (ты творец собственной кармы), не виновен в том, что ты влачишь жалкое существование в этом мире, обречен на бедность, нищету и страдания. Это плата за прошлое. Веди себя этически безукоризненно, соблюдай нормы поведения твоей касты тогда в следующем рождении можешь рассчитывать на более удачный жребий судьбы. ’ См.: Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. С. 201. |