85 проникло в сознание индийцев, в том числе и тех, которые не исповедуют ортодоксального индуизма1. Законом кармы традиционное сознание объясняет деление людей на касты2 3. Считается, что нерадивое исполнение лицом своего долга влечет следующее рождение в более низкой касте или даже в образе животного, растения или камня. Поэтому в представлении индусов имеющее место социально-политическое неравенство и кастовое разделение само собой разумеющееся положение и следствие естественного нравственно-духовного неравенства людей. Предполагается, что каждый имеет права и обязанности и должен вести себя сообразно нормам казсты, к которой принадлежит . В своей работе Л.И. Глухарева отмечает, что, например, в Индии в настоящее время насчитывается 70 миллионов неприкасаемых, которым запрещено пользоваться общими колодцами, ходить по правой стороне улицы, посещать храмы и т.п. Теоретически эти табу в современной Индии запрещены, за ними забронированы квоты в парламенте, высших учебных заведениях, государственных учреждениях, неприкасаемые имеют равные политические права с другими гражданами страны. Но в сельской местности, где проживает абсолютное большинство населения страны, все остается по-старому. Попытки воспользоваться законными правами вызывают погромы, иногда с человеческими жертвами. Вошедшее в норму неравенство держит три четверти населения страны (если даже не семь восьмых) на уровне бытия вчерашнего дня4. Таким образом, индуистская концепция прав человека имеет двойственный характер. С одной стороны, признается терпимость, уважение прав других людей, 1 См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. С. 327. Каста постоянное и неизменное место человека, данное от рождения, она определяет основные параметры бытия и поведения каждого, причем делает это жестко и бескомпромиссно: каким ты родился на свет, таким и умрешь. И никто, кроме тебя самого (ты творец собственной кармы), не виновен в том, что ты влачишь жалкое существование в этом мире, обречен на бедность, нищету и страдания. Это плата за прошлое. Веди себя этически безукоризненно, соблюдай нормы поведения твоей касты тогда в следующем рождении можешь рассчитывать на более удачный жребий судьбы. 3 См.: Глухарева Л. И. Права человека в современном мире. С. 201. 4 См.: Глухарева Л. И. Права человека в современном мире. С. 201. |
24 суетного, бестолкового круга перерождений («сансары») и достижения полной свободы («мокши»), означающей слияние с мировым духом, Абсолютом (Брахманом), т.е. высшим божеством, управляющим миром, в том числе и этико-религиозными требованиями, предъявляемыми к человеку. Учение о карме еще в древности было воспринято в качестве одной из главных основ мировоззрения всеми течениями индийской мысли, оно глубоко проникло в сознание индийцев, в том числе и тех, которые не исповедуют ортодоксального индуизма1. Законом кармы традиционное сознание объясняет деление людей на касты1 2. Считается, что нерадивое исполнение лицом своего долга влечет следующее рождение в более низкой касте или даже в образе животного, растения или камня. Поэтому в представлении индусов имеющее место социально-политическое неравенство и кастовое разделение само собой разумеющееся положение и следствие естественного нравственно-духовного неравенства людей. Предполагается, что каждый имеет права и обязанности и должен вести себя сообразно нормам касты, к которой принадлежит3. В своей работе Л.И. Глухарева отмечает, что например, в Индии, в настоящее время насчитывается 70 миллионов неприкасаемых, которым запрещено пользоваться общими колодцами, ходить по правой стороне улицы, посещать храмы и т.п. Теоретически эти запреты в современной республике Индии запрещены, за ними забронированы квоты в парламенте, высших учебных заведениях, государственных учреждениях, неприкасаемые имеют 1 См.: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. С. 327. 2 Каста постоянное и неизменное место человека в его данном рождении, она определяет основные параметры бытия и поведения каждого, причем делает это жестко и бескомпромиссно: каким ты родился на свет, таким и умрешь. И никто, кроме тебя самого (ты творец собственной кармы), не виновен в том, что ты влачишь жалкое существование в этом мире, обречен на бедность, нищету и страдания. Это плата за прошлое. Веди себя этически безукоризненно, соблюдай нормы поведения твоей касты тогда в следующем рождении можешь рассчитывать на более удачный жребий судьбы. ’ См.: Глухарева Л.И. Права человека в современном мире. С. 201. 25 равные политические права с другими гражданами страны. Но в сельской местности, где проживает абсолютное большинство селения страны, все остается по-старому. Попытки воспользоваться законными правами вызывают погромы, иногда с человеческими жертвами. Вошедшее в норму неравенство держит три четверти населения страны (если даже не семь восьмых) на уровне бытия вчерашнего дня1. Таким образом, индуистская концепция прав человека имеет двойственный характер. С одной стороны, признается терпимость, уважением прав других людей, плюрализм мнений и т.д., с другой сохраняется сословнокастовое деление населения с существенными ограничениями в правах. В основе российской концепции прав человека лежит объединение централизованным государством евразийской цивилизации. Права человека в ней, как правило, связывают с принципами взаимоотношений государства и личности. Это, конечно же, сказывается и на определении самого понятия прав человека. Так, под правами человека, по мнению Е.А. Лукашевой, понимают «...определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями се жизни, сс взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» . Один из первых исследователей природы прав человека в современной юридической науке Ф.М. Рудинский обратил внимание на универсальность концепции прав человека. Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. «Каждое право человека, пишет Ф.М. Рудинский, принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом. По вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл. В сущности, это способы защиты человечества от многочислен1 2 1 См.: Там же. С. 201. 2 Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2003. С. 1. |