Проверяемый текст
Брылев Владимир Ильич. Резервы роста эффективности труда в новых экономических условиях (Диссертация 2000)
[стр. 139]

Для сравнения в России в 1993 году стали банкротами 9 предприятий, в 1994 г.
300, в 1995 г.
1108, в 1996 г.
2800, в 1997 г.
3700, в
2000 г .
— 5300, а к 2002 г.
количество обанкротивш ихся предприятий увеличилось еще на 15 %.
К а к видим, процесс идет по нарастающей.
Вместе с тем, по данным Федеральной служ бы по делам о несостоятельности, из 2 миллионов отечественных предприятий около 800000 подпадает под действие нового Закона о банкротстве.

Таким образом, в российских условиях селекция предприятий по критерию их эф ф
еггивности и жизнеспособности, хотя и набирает силу, тем не менее м ного мягче, чем того требует рыночная система хозяйствования и, стало быть, в хозяйственном обороте участвую т множество субъектов, которы х в нормальных условиях там быть не должно.
Тенденция выравнивания предприятий по эффективности в ры ночной эконом ике подталкивает профсоюзы и работодателей к согласованию показателей оплаты труда в границах более или менее ш ироких гр упп предприятий, поскольку если бы подобные соглаш ения достигались на уровне каж дого предприятия в отдельности, их условия все равно оказались очень сходными.
С уть закономерности в том, что в классической либеральной эконом ике превышение уровня оплаты труда на каком -то одном предприятии невыгодно и данному предпринимателю, ибо снижает конкурентоспособность его продукции, но невыгодно и другим предпринимателям, так как создает прецедент, на которы й опираются в своих требованиях работники их предприятий.
И ны м и словами, здесь действуют объективные и достаточно мощ ные силы выравнивания зарплаты работников со сходным качеством труда.
Система социального партнерства лиш ь организационно реализует эти объективно наличные потенции.

Кроме того, рыночные отнош ения в социально-трудовой сфере помимо всего прочего означают максимально чуткое улавливание соотнош ения спроса и предложения на рабочую силу не только по отрасли и региону, но и
140
[стр. 295]

295 грузовиков на 38,7%.
Однако и то и другое было много меньше его производственных возможностей и потому предприятие находится на пороге банкротства.
То же происходит с ВАЗом, хотя он увеличил выпуск продукции т на 8,8% (135).
Если учесть, что на сегодня уровень оплаты у них во многом различается, то станет понятным, нерациональность и опасность сведение их к некоему единству в этой области сверху (неважно, кто будет выступать в последнем качестве).
Подобное положение является естественным следствием сложившихся рыночных отношений в стране.
Ибо развитой рынок жестко удерживает всю совокупность технологически сходных предприятий с небольшим разбросом около линии средней эффективности производства.
Отстающие предприятия разоряются (к чему, похоже, у нас идет АвтоВАЗ и КамАЗ).
Если предприятие, напротив, отрывается от группы вперед, то остальные довольно быстро его догоняют или даже обгоняют.
Отставшие опять-таки «выбывают из игры».
И так при каждом новом шаге по увеличению эффективности производства группа по данному критерию остается сравнительно компактной.
В пользу такой точки зрения можно привести следующие статистические данные.
В США ежегодно происходит 300 тысяч банкротств, в Канаде 100 тысяч, даже в Польше при ее масштабах 15 тысяч.
Для сравнения в России в 1993 году стали банкротами 9 предприятий, в 1994 г.
300, в 1995 г.
1108, в 1996 г.
2800, в 1997 г.
3700.
Вместе
с тем, по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности, из 2 миллионов отечественных предприятий около 800000 подпадает под действие нового Закона о банкротстве
(110).
Таким образом, в российских условиях селекция предприятий по критерию их эффективности
и жизнеспособности, хотя и набирает силу, тем не менее много мягче, чем того требует рыночная система хозяйствования и, стало быть, в хозяйственном обороте участвуют множество субъектов, которых в нормальных условиях там быть не должно.
Тенденция выравнивания предприятий по эффективности в рыночной экономике подталкивает профсоюзы и работодателей к согласованию показателей оплаты труда в границах более или менее широких групп предприятий, поскольку если бы подобные соглашения достигались на уровне каждого предприятия в отдельности, их условия все равно оказались очень сходными.
Суть закономерности в том, что в классической либеральной экономике превышение уровня оплаты труда на каком-то одном предприятии невыгодно и данному предпринимателю, ибо снижает конкурентоспособность его продукции, но невыгодно и другим предпринимателям, так как создает прецедент, на который опираются в своих требованиях работники их предприятий.
Иными словами, здесь действуют объективные и достаточно мощные силы выравнивания зарплаты работников со сходным качеством труда.
Система социального партнерства лишь организационно реализует эти объективно наличные потенции.


[стр.,296]

296 Кроме того рыночные отношения в социально-трудовой сфере помимо всего прочего означают максимально чуткое улавливание соотношения спроса и предложения на рабочую силу не только по отрасли и региону, но и гнепосредственно в месте пребывания каждого данного предприятия.
Учитывая сравнительно низкую мобильность рабочей силы в нашей стране, эти различия (определяемые местоположением хозяйствующего субъекта, развитость транспортных коммуникаций, возможностями жилого фонда и т.п.) могут оказаться весьма значительными.
Соответственно, они найдут отражение в дифференциации оплаты труда, и корректировка складывающихся размеров оплаты труда как в минимальном ее значении, так и по квалификационным (должностным) категориям сверху едва ли окажет положительное влияние на психологический климат в коллективе и на эффективность труда на предприятии.
Надо иметь в виду, что в рыночной экономике оплата труда не только (а иногда и не столько) зависит, от количества и качества труда работников, но и от многих случайных по отношению к трудовым усилиям коллектива факторов.
В этом смысле указанная система изначально допускает несправедливость в оплате.
Так, в своем определении Верховный суд США в 1915 году установил: «Нет сомнения, что где бы не существовало право частной собственности, там должно иметь место неравенство в имущественном положении...
из самой природы вещей следует невозможность соблюдения свободы заключения сделок и права частной собственности, если одновременно не будет признано законным имущественное неравенство, являющееся результатом осуществления этих прав» (35).
Отсюда вытекает, что чем больше будет ограничений в сделках по купле-продаже рабочей силы, тем выше опасность возникновения отрицательного влияния на эффективность труда, хотя, разумеется, определенные ограничения неизбежны и полезны.
Проблема, следовательно, в отыскании оптимума в этой области.
Приближение к указанному оптимуму тем вероятнее, чем более отрегулирована вся экономика и ее социальнотрудовая сфера, в частности, чем взвешеннее, компетентнее и заинтересованнее действуют все участники социального партнерства.
Очевидно, что в России до этого еще далеко.
Между тем законопроектом предусматривается, что в отраслевых тарифных соглашениях определяются (подчеркнуто нами) т.е.
являются обязательными при.заключении колдоговоров: -размер тарифных ставок 1-го разряда (минимальных ставок оплаты труда по основным видам работ и производств); диапазон отраслевой тарифной сетки и величина тарифных коэффициентов по каждому разряду; -виды и минимальные размеры надбавок и компенсационных выплат, отражающих отраслевую специфику; основные условия материального стимулирования (премирования) работников предприятий и организаций отрасли (ст.5 законопроекта).

[Back]