Проверяемый текст
Брылев Владимир Ильич. Резервы роста эффективности труда в новых экономических условиях (Диссертация 2000)
[стр. 78]

перед собой цепочку взаимосвязей следующ его вида: повышение производительности труда усиление стим улирую щ его воздействия заработной платы — повыш ение средств на заработную плату в составе средств, расходуемых на оплату различных факторов производства в масштабе общества.' Таким образом, вопрос сводится к тому, как регулировать оплату труда, чтобы ее дифференциация не вызывала социальной напряженности, стимулировала повыш ение производительности труда, и в то же время сами действия государства не входили в столкновение с законами рынка.
Иногда вносятся предложения по реш ению этих проблем, имеющ ие слиш ком прямолинейную направленность (к числу та ких м ожно отнести и ранее рассмотренную идею ограничить рост зарплаты отдельным категориям работающ их в нормативном порядке).
Т о же самое следует сказать о предложении, которое состоит в том, чтобы значительно (м ногократно) повы сить м инимальную заработную плату, опираясь на корректировку соответствующ его закона и таким путем заставить предпринимателей увеличить оплату труда по всем квалиф икационным
группам работников и расш ирить удельный вес средств, направляемых на эти цели.
Предполагалось, что в таком случае организаторы производства, чтобы не утратить конкурентоспособность, вы нуждены будут нейтрализовывать возросшие издержки с помощ ью внедрения новы х технологий, сокращ ения непроизводительных потерь, осуществления ины х мер, обеспечивающих рост эффективности труда.
М ысль привлекательная, но думается мало реалистичная.
Уместно напомнить, что в дореформенное время такж е м ногие полагали, будто достаточно спланировать в стране некоторую безработицу и эффективность труда тут же двинется вверх.
Вольно или невольно подобные рекомендации ныне реализовались, но ни одной из кр упн ы х социально-экономических '
Г.В.
Атаманчук Теория государственного управления.
М .: «Ю ридическая литература».
1997 78
[стр. 260]

260 17% ВВП, поскольку новые производственные мощности не требуются, ибо имеющиеся используются наполовину из-за узкого рынка сбыта.
В свою очередь, сбыта нет, так как доходы основного массового потребителя слишком ; низки.
Одновременно чрезмерно высокие доходы не находят применения внутри страны, и потому элита вынуждена вывозить их за рубеж.
Следовательно, и без того нищая страна, является донором мирового сообщества и при том наращивает свои долги, давит своих производителей налогами, снижая их конкурентоспособность (135).
Отсюда следует, что государственное регулирование доходов населения и заработной платы может быть эффективным (как в плане экономическом, так и собственно социальном) лишь при условии что оно, как упоминалось, учитывает взаимозависимость указанных систем с процессами, происходящими в экономике в целом, возникающие при этом прямые и обратные воздействия, «точки соприкосновения» социально-экономических сил, формирующих в таких взаимодействиях.
Как отмечает Г.В.Атаманчук, на первый план ныне в государственном управлении выдвигается комплексный подход (подчеркнуто автором), предполагающий охват всего многообразия взаимодействий человека, общества и среды обитания.
Он невероятно сложен, но иного подхода, способного исправить положение, просто не существует.
Под указанным подходом понимается определенное мировоззрение, определенная философия и методология, исходящая из того, что нет изолированных, самодовлеющих явлений, отношений, процессов и в мире существует целостность разнообразия, в которой каждое уникальное имеет свой смысл только потому, что ему корреспондирует столь же уникальное другое (5).
Следовательно, формируя социальную политику в той ее части, где вопрос ставится о «выведении» ее на повышение эффективности труда, необходимо видеть перед собой цепочку взаимосвязей следующего вида: повышение производительности труда усиление стимулирующего воздействия заработной платы повышение средств на заработную плату в составе средств, расходуемых на оплату различных факторов производства в масштабе общества.
Стало быть, вопрос сводится к тому как регулировать оплату труда, чтобы ее дифференциация не вызывала социальной напряженности, стимулировала повышение производительности труда, и в то же время сами действия государства не входили в столкновение с законами рынка.
Иногда вносятся предложения по решению этих проблем, имеющие слишком прямолинейную направленность (к числу таких можно отнести и ранее рассмотренную идею ограничить рост зарплаты отдельным категориям работающих в нормативном порядке).
* То же самое следует сказать о предложении, которое состоит в том, чтобы значительно (многократно) повысить минимальную заработную плату, опираясь на корректировку соответствующего закона и таким путем заставить предпринимателей увеличить оплату труда по всем квалификационным


[стр.,261]

261 группам работников и расширить удельный вес средств, направляемых на эти цели.
Презюмировалось, что в таком случае организаторы производства, чтобы не утратить конкурентоспособность, вынуждены будут нейтрализовывать возросшие издержки с помощью внедрения новых технологий, сокращения непроизводительных потерь, осуществления иных мер, обеспечивающих рост эффективности труда (143).
/ Мысль привлекательная, но думается мало реалистичная.
Уместно напомнить, что в дореформенное время также многие полагали, будто достаточно спланировать в стране некоторую безработицу и эффективность труда тут же двинется вверх.
Вольно или невольно подобные рекомендации ныне реализовались, но ни одной из крупных социально-экономических
задач решить не удалось.
Скорее, к ранее имевшимся в этой плоскости проблемам присоединились новые, еще более сложные.
Думается, что рассмотренное предложение примыкает к подобным идеям.
Весьма велика вероятность, что повысится не эффективность производства, а лишь возрастет количество банкротов, и соответственно работники таких предприятий вместо повышенной зарплаты потеряют ее вовсе, оказавшись в числе безработных.
В экономической печати ныне можно видеть и другие предложения решить проблему низкого уровня оплаты труда с помощью правовых методов.
Так, А.Когляр рекомендует в новой редакции КЗОТа, в законе о занятости и других нормативных документах закрепить «понятие стоимости рабочей силы как основы регулирования вознаграждения за труд».
Автор опирается на практику стран с рыночной экономикой, в которых как он полагает «сложились достаточно определенные и четкие представления о рациональном и оптимальном уровнях оплаты труда, о ее минимальных границах.
Базируются эти представления на стоимости рабочей силы.
Именно стоимость рабочей силы, а не финансовые возможности государства та объективная экономическая категория, на базе которой формируются уровни минимальных и нормальных потребностей семьи» (143).
Следует со всей определенностью заметить, что подобная мысль отражает во многом преувеличенное мнение о преобразующей силе юридической нормы.
Последняя может лишь закрепить те отношения в обществе, которые уже сложились.
В противном случае закон просто «повисает в воздухе».
Как пишет по этому повод}' известный цивилист В.А.Дозорцев, «к сожалению существует много актов, которые игнорируются на практике...
В этой связи важно осуществить два ряда мероприятий.
Во-первых, при подготовке нормативных актов необходимо учитывать имеющуюся практику и вырабатывать меры, создающие предпосылки для борьбы с неприменением законодательства.
Во-вторых, нужно устранить в законодательстве условия, создающие объективную основу для нарушений (32).
у* В приведенном предложении А.Котляра содержится проект юридической нормы, применение которой изначально обрекает ее на непонимание, ибо минимальный и оптимальный уровень оплаты в первую очередь определяется не представлениями о стоимости рабочей силы (каковые, кстати, едва ли

[Back]