51 ального ассоциированного интегрирования, где происходит посредничество между индивидуумами и группами, между группами и социальными институтами, между социальными, экономическими, политическими институтами. Это сфера, в которой формируются социальная идентичность и новые стили жизни; это сфера формирования общественного мнения и вытекающих из него конфликтов; это сфера, которой свойственна диверсифицированность, если не расколотость. Это сфера, первоначально связанная только с государством, а затем также с транснациональной экономической системой и во все большей мере с домом, семьей, повседневной жизнью; это сфера, имеющая очень существенные связи с демократическими системами как условия их существования и развития [52]. ' Таким образом, независимо от вариантов определения гражданского общества представители такого понимания приходят к выводу, который в обобщенной форме выразил Л. Андерсон. По его мнению, гражданское общество «по прежнему является необходимым практико-индикативным понятием, обозначающим все те институты и механизмы, которые выпадают за рамки государства в строгом смысле слова» [52]. По нашему мнению, все эти авторы противопоставляют частное и общественное. Частное и общественное не являются антиподами, а два соотносящихся между собой аспекта одного и того же общества. Они объединяются понятием «социальное», выражающим целостность общества и взаимосвязь всех его частей и элементов. На уровне конкретного поведения индивида или реальной группы социальное проявляется в существовании двух типов интересов и видов деятельности, которые определяются доминирующей ориентацией того или иного субъекта в данный момент его жизни, либо ориентацией на общее (общезначимое) с позиции господствующих в обществе ценностей и норм, либо ориентацией на частное, выражающее особенные цели и интересы, не совпадающие зачастую с общепринятыми представлениями. Гражданское общество представляет собой тип социального действия, область общественной самоорганизации, оно должно быть вписано в рамки меняющихся экономических, социальных, |
19% ♦ 4 *С ющий институт, который позволяет индивидууму достигнуть своих целей в повседневной жизни и избежать зависимости от государственной власти. Венгерский исследователь Л. Аг предлагает расширить содержание понятия «гражданское общество», противопоставляя его тем самым не государству, а институциальному обществу вообще. С этой точки зрения оно рассматривается как сфера, где возникают новые движения, чтобы в конце концов утвердить в качестве новых институтов и новых сфер». Такое общество отличается богатством и разнообразием организационных форм, охватывал различные спонтанно организуемые союзы, представительства интересов и квази-институтов. По Сейлу, государственная сфера включает отношения господства и подчинения, регулирования и субординации. В отличие от частной сферы, государство является гетерономным образованием, выражающим всеобщие интересы. Сейл выделяет три теоретических модели взаимоотношения частной и государственной сфер, определяя в каждом отдельном случае конкретное место и роль гражданского общества в дуалистической модели «государство —гражданское общество», при котором последнее практически отождествляется с частной сферой (первая половина XX века); модель взаимосвязи этих сфер, где гражданское общество рассматривается как арена отношений между ними, призванная выполнять роль буфера (60-70 с гг. XX века); модель совместной информации и проникновение друг в друга частной и государственной сфер, при которой гражданское общество, вовлекая в себя элементы частной и государственной сфер, постепенно формирует внутри себя общественную сферу (80-90 е гг. XX вв.). Разновидностью последней является трехполюсная модель «система гражданское общество жизненный мир», которая в общих чертах разработана Ю. Хабермасом. В заключение своей статьи А. Сейл обобщает современные представления о гражданском обществе как определенной сфере социума: это сфера социального ассоциированного интегрирования, где происходит посредничество между индивидуумами и группами, между группами и социальными институтами, .между социальными, экономическими, политическими институтами. Это сфера, в которой формируются социальная идентичность и новые стили жизни; это сфера формирования общественного мнения и вытекающих из него конфликтов; это сфера, которой свойственна диверсифицированность, если не расколотость. Это сфера, первоначально связанная только с государством, а затем также с транснациональной экономической системой и во все большей мере — с домом, семьей, повседневной жизнью; это сфера, имеющая очень существенные связи с демократическими системами как условия их существования и развития9. Таким образом, независимо от вариантов определения гражданского общества представители такого понимания приходят к выводу, который в обобщенной форме выразил Л. Андерсон. По его мнению, гражданское общество «по прежнему является необходимым практико-индикативным понятием, обозначающим все те институты и механизмы, которые выпадают за рамки государства в строгом смысле слова»10. По нашему мнению, все эти авторы противопоставляют частное и общественное. Частное и общественное суть не антипод, а два соотносящихся между собой аспекта одного и того же общества. Они объединяются понятием «социальное», выражающим целостность общества и взаимосвязь всех его частей и элементов. На уровне конкретного поведения индивида или реальной группы социальное проявляется в существовании двух типов интересов и видов деятельности, которые определяются доминирующей ориентацией того или иного субъекта в данный момент его жизни либо ориентацией на общее (общезначимое) с точки зрения господствующих в обществе ценностей и норм, либо ориентацией на частное, выражающее особенные цели и интересы, не совпадающие зачастую с общепринятыми представлениями. Гражданское общество есть тип социального действия, область общественной самоорганизации, оно должно быть вписано в рамки меняющихся экономических, социальных, полип-------------------------------------------------------------*См. Гражданское общееіво /Науч. ред. В.Г. Смольков, М.; 1993, С. 22*23; 51-63. іаТач же, С. 26. |