Проверяемый текст
Макшаева, Евгения Николаевна; Теория гражданского общества и его становление в России (Диссертация 2006)
[стр. 93]

93 и общественное значение не соответствуют показателям, выработанным в развитых странах мира.
Можно предвидеть, что будущее государственного и общественного развития России зависит именно от того, каковыми будут основные характеристики социокультурного поведения базисного слоя как опоры социально-политического устройства, насколько большинство населения России сумеет приобрести социальный, экономический и политический статус, дающий возможность исполнять функции по примеру западного среднего класса.
В таком случае,
на первое место выходят вопросы социальной мобильности и адаптации населения в современных условиях.
Адаптационные показатели говорят о том, что 23 % россиян «свыклись с отказом от привычного образа жизни, ограничивают себя в большом и малом», 28 % «вертятся», чтобы обеспечить терпимую жизнь», 19 % «живут, как и раньше», 15 % «никак не могут приспособиться» и только 7 % сумели «использовать
новые возможности, чтобы добиться в жизни большего» [121].
По данным различных источников, нестабильная политическая ситуация препятствует выстраиванию длительных адаптационных стратегий.
Нестабильность особенно болезненно влияет на психологическое восприятие действительности представителями потенциального ядра среднего слоя
по причине присущей ему потребности в рациональном объяснении происходящего вокруг.
Российское общество к моменту реформ не имело четкой системы представлений о механизмах реальной демократии и оказалось погруженным в такой информационный и идейный контекст, который не способствует выполнению функций, свойственных социальным группам в странах с устоявшейся демократической общественно-политической системой
[29].
В этом контексте рассмотрим эволюцию наиболее общих оценок населением демократии.
Согласно исследованиям Института комплексных социальных исследований РАН, в
2005 г.
лишь 19 % респондентов считали современную Россию демократическим государством, тогда как большинство (54 % ) убеждено в обратном и примерно треть затруднялась с ответом
[51].
Однако, россияне сохраняли приверженность ко многим демократическим ценностям и
[стр. 101]

Трудно не согласиться с теми авторами, которые рассматривают преобразования в ЖКХ как настоящий поход против средних слоев.
Именно с этих групп населения собираются взять так называемую полную стоимость коммунальных услуг.
Но многие наши «средние» удерживались в этом положении благодаря низким ценам на муниципальные услуги, позволяющим им при относительно скромных доходах вести более или менее достойную жизнь147, ...Постреформенная Россия оказалась перед чрезвычайно сложной проблемой.
Защищать нужно и малоимущих, и в не меньшей степени тех, кого причисляют к средним слоям (профессионалов, предпринимателей и пр.).
В течение всего постсоветского периода социальная политика, воплощавшая интересы правящих групп, по крайней мере, нс препятствовала торможению создания среднего класса в его предпринимательской части и деквалификации профессионалов второй значимой составляющей этого класса.
Средние слои ущемлены в своих социально-экономических правах.
Не случайно их доля, численность и общественное значение не соответствуют показателям, выработанным в развитых странах мира.
Естественно полагать, что будущее государственного и общественного развития России зависит именно от того, каковыми будут основные характеристики социокультурного поведения базисного слоя как опоры социально-политического устройства, насколько большинство населения России сумеет приобрести социальный, экономический и политический статус, дающий возможность исполнять функции по примеру западного среднего класса.
В таком случае,
па первое место выходят вопросы социальной мобильности и адаптации населения в современных условиях.
Адаптационные показатели говорят о том, что 23 % россиян «свыклись с отказом от привычного образа жизни, ограничивают себя в большом и малом», 28 % —«вертятся», чтобы обеспечить терпимую жизнь», 19 % «живут, как и раньше», 15 % «никак не могут приспособиться» и только 7 % сумели «использовать
147См.: Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / под рсд.
Т.
Малевой.
М, 2003.-С .
65.


[стр.,102]

новые возможности, чтобы добиться в жизни большего»148.
Как показывают исследования, нестабильная политическая ситуация препятствует выстраиванию длительных адаптационных стратегий.
Нестабильность особенно болезненно влияет на психологическое восприятие действительности представителями потенциального ядра среднего слоя
ввиду присущей ему потребности в рациональном объяснении происходящего вокруг.
Российское общество к моменту реформ не имело четкой системы представлений о механизмах реальной демократии и оказалось погруженным в такой информационный и идейный контекст, который не способствует выполнению функций, свойственных социальным группам в странах с устоявшейся демократической общественно-политической системой149.

В этой связи рассмотрим эволюцию наиболее общих оценок населением демократии.
Согласно исследованиям Института комплексных социальных исследований РАН, в
2003 г.
лишь 19 % респондентов считали современную Россию демократическим государством, тогда как большинство (54 %) убеждено в обратном и примерно треть затруднялась с ответом150.

Вместе с тем, россияне сохраняли приверженность ко многим демократическим ценностям и институтам, отмечали их значимость для жизни страны и для собственной жизни.
В частности, большинство респондентов 45 % продолжали считать, что «демократические процедуры очень важны для организации жизни общества», а нс согласных с этим существенно меньше (19 %).
Одновременно доля тех, кто находит эти процедуры необходимыми, снизилась более чем на 10 % и составила на указанный период менее половины населения151.
Таким образом, налицо разрыв между установками на необходимость демократии (еще несколько лет назад широко распространенными в обществе), с 148См.: Мониторинг общественною мнения: экономические и социальные перемены.
2002.
-№ 6.
С.85 87.
149См.: Бойков М.
Трансформационная Россия: итоги реформ и поиск адекватной теории / М.
Бойков // Альтернативы.
2000.
№ 1.
С.
39 58.
150 См.: Горшков М К.
Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые / М К.
Горшков,В.
В.
Петухов// Социол.
иселед.2004.№ 8.—С.25.
151См.: Тамже.-С.
24.

[Back]