Проверяемый текст
Пыжиков Александр Владимирович. Общественно-политическое развитие советского общества в 1953 - 1964 гг. (Диссертация 1998)
[стр. 102]

102 Несмотря на всю неожиданность последовавшего на XX съезде КПСС разоблачения (хотя и не в открытой форме) культа личности, всс-таки есть основания говорить о предсказуемости этого события.
Причины, побудившие Н.С.Хрущева сделать такой шаг, становятся понятными, если в
должной мерс учитывать конкретно-политическую обстановку того периода.
П режде всего, надо иметь в виду новые жизненные процессы, начавшие набирать силу сразу после смерти Сталина.
Речь идет о претворении целого комплекса идей: от мирного сосуществования различных общественных систем до реорганизации М ТС и передачи техники колхозам.
Как можно заметить, все эти идеи, задуманные новым руководителем, никоим образом не вписывались в сталинские теоретические каноны.
В силу этого, при прежнем официальном признании И.В.Сталина
в качестве классика марксизма-ленинизма, для Н.С.Хрущева создавалась реальная угроза того, что с помощью господствующих теоретических воззрений сталинское окружение, все ещ е пребывающее в президиуме ЦК КПСС и президиуме Совета М инистров СССР, могло без особых затруднений доказать несостоятельность лю бого выдвигаемого им новш ества.
Прецедент этому имел место еще при жизни И.В.Сталина в марте 1951 года, когда Н.С.Хрущев выступил в "Правде" об актуальных задачах развития колхозной деревни.
Статья содержала новые положения о развитии сельского
хозйства, ставила ряд наболевших вопросов колхозного строительства.
Но о ней неодобрительно отозвался И.В.Сталин, и в результате под руководством Г.М .М аленкова был подготовлен проект письма Центрального Комитета, в котором, широко опираясь на сталинские цитаты и высказывания, положения
статья Н.С.Хрущева были отнесены к антимарксистским и ошибочным.1 Уже тогда сгановилось очевидным, что преодоление господствующих сталинских представлений лежит только на путях разоблачения его культа, прежде всего как ничего не имеющего с классиками марксизма-ленинизма.
Учитывая данное обстоятельство, Н.С.Хрущев больш е внимания уделял критике сталинского теоретического наследия.
И не случайно, на XX съезде КПСС в наиболее
1См.: XXII съезд КПСС.
Стенограф, отчет.
М., 1961.
Т.2.
С.183.
[стр. 97]

На наш взгляд, не является случайным, что именно тс лица, которые вместе с Берия долгое время составляли окружение И.В.
Сталина, теперь активно проводили эту мысль.
Такой же линии придерживался и сам Н.С.
Хрущев, заявляя в отчетном докладе ЦК, что "особые надежды империалисты возлагали на своего матерого агента Берия, вероломно пролезшего на руководящие посты в партии и государстве".169 Несмотря на всю неожиданность последовавшего на XX съезде КПСС разоблачения (хотя и не в открытой форме) культа личности, все-таки есть основания говорить о предсказуемости этого события.
Причины, побудившие Н.С.
Хрущева сделать такой шаг, становятся понятными, если в
должное мере учитывать конкретно-политическую обстановку того периода.
Прежде всего надо иметь в виду новые жизненные процессы, начавшие набирать силу сразу после смерти Сталина.
Речь идет о претворении целого комплекса идей: от мирного сосуществования различных общественных систем до реорганизации МТС и передачи техники колхозам.
Как можно заметить, все эти идеи, задуманные новым руководителем, никоим образом не вписывались в сталинские теоретические каноны.
В силу этого, при прежнем официальном признании И.В.

Станина в качестве классика марксизма-ленинизма, для Н.С.
Хрущева создавалась реальная угроза того, что с помощью господствующих теоретических воззрений сталинское окружение, все еще пребывающее в
169 См.: XX съезд КПСС.
Стенограф, отчет.
М., 1956.
Т.1.С.
99.
97

[стр.,98]

президиуме ЦК КПСС и президиуме Совета Министров СССР, могло без особых затруднений доказать несостоятельность любого выдвигаемого им новшества.
Прецедент этому имел место еще при жизни И.В.
Сталина в марте 1951 года, когда Н.С.
Хрущев выступил в "Правде" об актуальных задачах развития колхозной деревни.
Статья содержала новые положения о развитии сельского
хозяйства, ставила ряд наболевших вопросов колхозного строительства.
Но о ней неодобрительно отозвался И.В.
Сталин, и в результате под руководством Г.М.
Маленкова был подготовлен проект письма Центрального Комитета, в котором, широко опираясь на сталинские цитаты и высказывания, положения
статьи Н.С.
Хрущева были отнесены к антимарксистским и ошибочным.170 Уже тогда
становилось очевидным, что преодоление господствующих сталинских представлений лежит только на путях разоблачения его культа, прежде всего как ничего не имеющего с классиками марксизма-ленинизма.
Учитывая данное обстоятельство, Н.С.
Хрущев больше внимания уделял критике сталинского теоретического наследия.
И не случайно, на XX съезде КПСС в наиболее
сильном выступлении А.И.
Микояна, ближайшего соратника Первого секретаря ЦК КПСС, был сделан акцент именно на несостоятельность И.В.
Сталина как теоретика марксизма.
И впоследствии, на XXII съезде КПСС А.И.
Микоян отмечал, что "идейное значение XX съезда...
вырабатывалось...
в процессе пересмотра определенных идеологических установок".171 170 См.: XXII съезд КПСС.
Стенограф, отчет.
М., 1961.
Т.2.
С.
183.

1,1 См.: XXII съезд КПСС.
Стенограф, отчет.
М., 1961.
Т.2.
С.
183.
98

[Back]